ФОКУС ГОРОДА 06:37, 17.11.2011

"Золото" книжных полок. "Война и мир" по цене коммуналки

Теперь, вместо того, чтобы купить увесистый фолиант "Мир глазами Гарпа" (1 тыс. страниц и цена соответствующая), мы оплачиваем интернет, вместо четырехтомника "Войны и мира" Толстого — коммунальные услуги (в одном из магазинов труд классика в неплохом, надо заметить, переплете, с золотым корешком, - более 2,5 тыс. руб.).
Первый вопрос, который возникает в книжном магазине, из чего складываются такие поистине бешеные цены на продукцию полиграфистов, издателей, авторов, маркировщиков и т.д.

"Как правило, типографии не являются владельцами книг, которые выпускают, а только оказывают полиграфические услуги издательствам. Стоимость полиграфических услуг зависит от очень многих факторов (тиражность, красочность, объем  издания и т.д.), и у каждой типографии она будет своя. Ну а сколько издательство и торговля накрутят, это уже только одному богу известно...", - пояснили на Саратовском полиграфическом комбинате. В прайсе местного предприятия, к слову, книг не значится. А вот альбомов для рисования, бумаги для записей, еженедельников — хоть отбавляй! И поскольку почти всегда все телодвижения в той или иной степени упираются в деньги, то можно сделать вывод, что печатать книги не очень-то выгодно. Видимо, печатать блокноты, тетради и календари значительно выгоднее.

С издательствами Саратова ситуация интересная — они литературу не жалуют. Даже в "Научной книге", которая, казалось бы, должна оправдывать свое название, сообщили, что книг они не издают...

"Возьмем книгу, издательская цена которой - 100 рублей (по прайс-листу). Из них себестоимость книги (то есть расходы на бумагу, полиграфию и авторский гонорар), как правило, составляет около 40 рублей (или 35-50% от издательской цены). Полиграфия и материалы обходятся условно одинаково, а авторский гонорар может быть от 0 до 20% от цены книги. От издателя до конечного потребителя книга идет через оптовых покупателей, которые покупают книгу вообще рублей за 60, а потом добавляют свой процент к этой цене. В конечном итоге магазин получает книгу примерно за 75 рублей. При этом, средняя розничная цена в Центральных регионах РФ будет уже 130-140 рублей (в Сибири и на Дальнем Востоке цены выше из-за доставки), то есть наценка магазина составляет от 100% и более к отгрузочной цене книги", - цитирует "Ньюсленд" замначальника отдела маркетинга Редакции деловой и учебной литературы издательства "Эксмо" Дмитрия Таланова.
За кадром также остались затраты на электроэнергию, аренду, налоги... Видите, мы все понимаем!

Некоторые "читатели" винят в дороговизне книг еще и интернет. "Не знаю, могу ли оценивать стоимость книг, как эксперт, но как читатель хочу заметить, что сама в нерабочее время в последние несколько лет читаю художественную литературу исключительно в интернете, - рассказывает продавец сети книжных магазинов Елена Алексеева, правда, сама девушка, сделав такое признание, попросила не озвучивать название компании, где она работает. - И хотя я очень люблю пошуршать страничками, пришлось отказаться от этого удовольствия. Прежде всего, из-за стоимости. С увеличение количества интернет-читателей продажи книг начали падать, и издателям необходимо как-то покрывать расходы. К тому же, полиграфия сейчас тоже очень дорогая. Но, основываясь на собственном опыте, могу сказать: те, кто привык читать бумажные книги, будут их покупать, сколько бы они ни стоили. У нас масса постоянных клиентов, которые, может быть, и жалуются на дороговизну, но оставляют в магазинах несколько тысяч раз в месяц, полгода, год — в зависимости от возможностей..."

Работники книжных магазинов отметили еще одну особенность современных библиофилов: если тратить деньги на книгу жалко, но содержащаяся в ней информация жизненно необходима или сюжет чрезвычайно захватил, ее читают … прямо в магазине. "Продавцы начали замечать, что у некоторых книг страницы помяты, загнуты, засалены пальцами. Словом, все признаки того, что их долго теребили... Такие экземпляры, конечно, теряют вид и, знаю, некоторые из них могут даже отправиться на стенд со скидками...", - поясняет продавец.

Находчивые читатели листают книги, неудобно сгорбившись над вожделенным томиком, как говорится, не отходя от книжных полок. Они прячутся за рекламными стендами "Хиты продаж" и "Новинки", а завидев пристальное око охранника, поспешно захлопывают экземпляр... Некоторые продавцы к таким читателям лояльны, другие своим "Брать будете?" демонстрируют более категоричный настрой и ставят клиента "на вид"... "Не знаю, было ли такое явление раньше, но по крайней мере последние несколько лет действительно появились такие... покупатели", - отмечают работники торговли. Вот она — настоящая тяга к знаниям. Какая именно литература в первую очередь подвергается атакам, наблюдатели ответить затруднились: предпочтения разные — кто-то мусолит "решебник" по математике, кто-то - Уголовный кодекс РФ.

К слову, в некоторых регионах эта проблема уже нашла определенное решение. Например, в Питере существует сеть круглосуточных книжных магазинов, где книги не только можно читать в специально отведенных под это дело местах — это даже приветствуется!
Каков реальный оборот книг в таких "оазисах" для библиофилов — сказать затруднительно. Как, впрочем, не любят делиться своими финансовыми "успехами" и представители "стандартных" сетевых бизнес-проектов. За них ответили на вопрос сами читатели. Обсуждая на специализированных форумах суммы, которые каждый пользователь тратит на книги, в основном фигурируют цифры 4 — 5 тысяч. Только у кого-то эта сумма уходит в месяц, у кого-то — в полгода... Большинство же переходит на электронные книги...

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-11-17/675.html