ФОКУС ГОРОДА 06:05, 31.01.2012

Правила обмана. Подарок за наличные

Рублевая правда
По данным исследовательского центра портала SuperJob.ru, более четверти россиян (26%) постоянно покупают вещи на всевозможных распродажах. Причем чаще других предпочтение сейлам отдают респонденты с отнюдь не маленькой зарплатой (35-45 тысяч рублей). Кроме того, сторонниками распродаж чаще являются женщины (33% против 18% среди мужчин), а также молодые люди в возрасте 24-29 лет. Основной причиной такой любви к распродажам респонденты назвали дешевизну товаров.

Даже после новогодних распродаж на витринах едва ли не каждого второго саратовского магазина висит вывеска о скидках. В почтовых ящиках горожан с завидной регулярностью появляются рекламные проспекты магазинов бытовой техники, экономных магазинов парфюмерии и бытовой химии или заманчивые продовольственные предложения от гипермаркетов. Ритейлеры продолжают "делить цены пополам", дарить подарки и устраивать "тотальную ликвидацию". Правозащитники, у которых не иссякает поток обращений и жалоб от покупателей, попавших в сети "липовых" распродаж рассказывают, как отличить реальные акции от "псевдоскидок".

Маркетолог Игорь Марченко указывает, что существует немало способов сэкономить на покупке товара. Так, реальными являются все виды накопительных скидок – дисконтные карты, накопительные купоны на скидки. Из той же серии клубные скидки, к примеру, VIP-карты для сотрудников торговой сети, спортивного клуба при наличии у них определенного стажа работы в компании. Еще один вид – скидки на новый товар, который время от времени объявляют магазины бытовой техники и салоны сотовой связи.
-Когда новый товар выводится на рынок, минимальная цена назначается специально для привлечения покупателя, - рассказывает Игорь Марченко. – Обычно она держится не дольше пятнадцати – двадцати дней, после чего поднимается. Так же наиболее популярными являются рекламные скидки на "товар дня", которые чаще всего используют продовольственные сети. Цель – привлечение покупателей и нередко, "сброс" товара, у которого скоро заканчивается срок годности. Кстати, отдельным пунктом можно выделить группу скидок за потерю качества – они обычно предоставляются на неходовой товар, товар, имеющий дефекты и с истекающим сроком годности. Прибавьте сюда сезонные скидки – когда старая коллекция распродается по заниженным ценам, дабы освободить место под новый ассортимент. Подобные скидки могут изначально закладываться на этапе разработки ценовой стратегии в целях повышения объема продаж, и являются выгодными как для продавца, так и для покупателя.

Обман на пол-цены
Другое дело, так называемые "ложные" распродажи.
Новый маркетинговый трюк – подарки для покупателей. Слоган "Купи один товар – получи второй в подарок" очень заманчив. В нашей практике были случаи, когда купленный товар ломался и магазин возвращал за него деньги. Но… требовал вместе с товаром вернуть и подарок. Потребители возмущались, писали претензии, подавали исковые заявления в суд, поскольку не понимали, почему они должны отдавать то, что им подарили. Получается, что покупателя вводят в заблуждение, и такие "подарки" - просто не очень честный способ привлечь как можно больше клиентов.

Председатель другой саратовской правозащитной организации, Сергей Шакин, рассказал еще об одной особенности магазинного презента.
-Нередко подарки от магазина покупатель оплачивает из собственного кармана, причем даже не подозревая об этом, - говорит руководитель саратовского областного общественного фонда защиты прав и благополучия потребителей. -К примеру, приобретает айфон за 32 тысяч рублей, к которому магазин дарит флеш-карту в подарок. Но если внимательно посмотреть товарный чек, то в нем указано, что цена айфона – 30 тысяч рублей, а 2 тысячи рублей стоит карта памяти. И если вдруг телефон ломается, то магазин возвращает покупателю лишь его стоимость по чеку, а карту памяти, получается, потребитель купил за собственные деньги.

Не менее популярное новшество, особенно в магазинах бытовой техники – подарочные карты. Суть проста: купи товар, получи следующий за пол-цены. Хитрость заключается в том, что при покупке, к примеру, стиральной машины стоимостью 10,5 тыс. руб. выдается подарочная карта на 1 тыс. руб., а при приобретении ноутбука за 29 тыс. можно получить карту номиналом 3 тыс. руб. И здесь магазины уличить не в чем: никто же не сказал, что покупателю возместят 50% стоимости второго ноутбука или стиральной машины. А вот, скажем, скидка в две-три тысячи действительно поможет приобрести за пол-цены что-нибудь не очень дорогое: микроволновую печь, кухонный комбайн или простенький пылесос.

Еще более "сногшибательное" предложение: "Каждый третий товар в чеке за пол-цены». Что скрывается за подобной щедростью магазинов – узнать не сложно. Предполагается, что покупатель обязан одновременно сделать не менее трех покупок, и магазин действительно сделает скидку 50% на одну из них, а именно – самую дешевую. О чем клиента, конечно же, никто заранее не предупреждает. К примеру, при покупке холодильника, посудомоечной машины и микроволновой печи стоимость подарка будет равняться половине цены "микроволновки", что не является большой денежной потерей для крупных торговых сетей.

Игры бонусов
Практически каждый саратовец, имевший счастье приобрести бытовую технику в крупных сетевых магазинах, столкнулся с необузданным желанием продавцов - консультантов продать в нагрузку к технике сертификат на дополнительное сервисное обслуживание. Мол, если ваш ноутбук или холодильник сломается, то его починят совершенно бесплатно. Причем настойчивость продавцов порой столь сильна, что просто переходит рамки приличия. Что это? Искреннее желание помочь покупателю?

-Отремонтировать товар, в котором обнаружилась поломка можно совершенно бесплатно, не покупая сертификат на сервисное обслуживание, - рассказывает Сергей Шакин. – По закону срок, во время которого покупатель может сдать сломавшийся телевизор или холодильник продавцу составляет минимум 2 года, так же гарантия изготовителя может распространяться на более длительный срок. И продавец обязан бесплатно взять технику на ремонт, безо всякого сертификата. Сегодня же получается так, что магазины пользуются правовой безграмотностью потребителей, буквально навязывая им сертификаты, которые по сути не нужны.
Накопление бонусов – любимая игра многих крупных торговых сетей. Суть заключается в том, что при покупке клиенту насчитываются бонусы, при помощи которых можно приобрести следующий товар дешевле. Чем больше накоплено бонусов, тем ниже стоимость товара, по крайней мере, именно об этом указывают в рекламных акциях.

Но часто бывает так, что воспользоваться накопленными "сокровищами" не получается – либо для их активизации нужно приобрести товар не дешевле 3-5 тысяч рублей, либо они просто сгорают. Известны случаи, когда саратовцы покупали дорогостоящий товар в надежде заработать бонусы для следующей покупки, но в результате оказывалось, что бонусы им не насчитали, поскольку они рассчитывались не наличными, а кредитной карточкой, что было обязательным условием акции. Конечно же, о таких "мелочах" никто не ставит потребителей в известность. Зачем? Главное, юридически все чисто, ведь это условие акции было прописано мелким шрифтом на официальном сайте компании.

Порядок проведения распродаж, в которые входят различные акции и предложения, в России до сих пор не регламентирован. В Евросоюзе давно существует специальная директива, где прописаны требования к распродажам. И в ней, к примеру, содержится запрет на такую хитрость как "ловля на живца": когда сеть рекламирует определенный вид товара по очень низкой цене, но при этом завозит его небольшими партиями. В нашей стране такой ход не запрещен и используется многими магазинами. Как говорят правозащитники, распродажи в России – это игра без правил, в которой простому покупателю редко удается выиграть.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-01-31/845.html