ФОКУС ГОРОДА 06:17, 12.03.2012

"Лежачий полисмен". Безопасность на правах рекламы

Взять, к примеру, ул. Волжскую в центре Саратова. Ее нельзя назвать улицей с интенсивным движением, однако по всей длине установлено несколько искусственных неровностей — в районе сетевых магазинов и аккурат перед ювелирным салоном и аптекой. "Не спроста!" - завидуют предприниматели, мимо торговых павильонов которых автомобили проносятся на всех парах. Впрочем, жители ближайших домов утверждают, что появление "лежачих полицейских" на их улицах оправдано движением — раньше автомобилисты почему-то стеснялись давить на тормоз и пролетали Волжскую с ревом, от которых в окнах жилых домов звенели стекла, особенно, по ночам. Теперь же жителям спится спокойнее. Однако предприниматели не унимаются и утверждают, что в некоторых местах "легальные неровности" установлены из коммерческих соображений. Впрочем, если верить чиновникам, законодательно это не запрещено...

Споры вокруг "лежачих полицейских" в Саратове пережили, по словам представителей портала "АвтоСаратов", два этапа. Первый — когда "неровности" в огромных количествах начали появляться на дорогах Саратова и области, второй — когда их начали ликвидировать. И то, и другое сопровождалось массой негативных откликов. "В Чардыме есть такой "лежачий полицейский", что на легковушке приходится его по обочине обруливать, иначе ляжешь в прямом смысле этого слов", возмущаются одни. "Мне понравились лежачие полицейские в Вольске. Они там метра 1,5-2 в длину, такие пологие трамплинчики. Если едешь с нужной скоростью, то плавно их проплываешь, покачиваясь. Аж прикольно, как на качелях. А если превышаешь, то можешь на передний бампер машину поставить. Классная система. А вот наши полисмены на 30 км/ч неприятно по кузову бьют, если немного превысить, то удар сильнее, а если сильно превысить, то удар опять слабый, как на 30 км/ч, если они не сильно высокие", - "смакуют" подробности прохождения препятствия другие. Некоторые предложили даже организовать акцию против неправильно установленных "лежачих полицейских" - там, где искусственные неровности установлены без соблюдения ГОСТа, сигналить при приближении к ним. "В любое время суток. Инициаторы установки "лежачих", думаю, догадаются, в чем проблема. Понимаю, если они установлены вблизи школ и детсадов, но когда их лепят где попало и по несколько штук, это уже перебор. Пример: 3 штуки положили на 9-ой Дачной возле магазина", - считает автор идеи. Впрочем, как показывает практика, массовой она так и не стала.

Автомобилистов возмущает не только месторасположение полицейских, но и качество их укладки: "В нормальных городах их делают тоже из асфальта, но весьма пологие и широкие, такие, чтобы не наносили вреда подвеске автомобиля. На скорости до 40км/ч их практически не ощущаешь, плавно переезжаешь, но на 60 и выше подкинет - мало не покажется. А у нас их кладут как будто это бордюрный камень а не полицейский.... Пример - как с Навашина повернуть в сторону "кондитерки"? Там вообще только на "УАЗике" безопасно через него переезжать...", "Самые суровые лежачие полицейские в Алгае, их даже по спутника видно...", "На Черниговской, если про них не вспомнить, будет плохо", "Наблюдал, как на 108-й школе положили сначала 2 асфальтовых и тут же 2 резиновых, итого 4 штуки, между ними еле машина умещается, знаки забыли повесить, на 3-й день "шестерка" стояла поперек перелетев через бордюр и чуть-чуть не долетев до забора школы, после знаки повесили...". Припоминают автомобилисты и комичные случаи: "Накатали 2 "лежачих полицейских" на Железнодорожной, между Зарубина и Посадского. Самое смешное, что дорога там раздолбанная, больше 20 км\ч и так не проедешь!".

А вот что говорит по этому поводу ГОСТ. Согласно стандартам, высота легальной неровности не должна превышать 7 см. При этом "лежачие полицейские" могут быть двух видов — сборными и асфальто-бетонными, из того же материала, что и поверхность дороги. Но дополнительные требования достаточно высокие — установленные с обеих сторон трассы соответствующие дорожные знаки, разметка, сток воды в местах неровностей не должен образовывать луж... Это, по словам чиновников, приводит к удорожанию устройства. Стоимость одного кв.м. сертифицированного "лежачего полицейского" по данным на первый квартал этого года, обходится в 17,64 тыс. руб. Также в документе прописано, что максимальное количество искусственных неровностей на участке трассы — 5. Их запрещено устанавливать на федеральных и скоростных трассах, около остановок общественного транспорта, на мостах, эстакадах, в тоннелях и проездах под мостами, на подъездах к больницам, пожарным станциям, "скорой помощи" и другим экстренным службам. Установку "лежачих полицейских" выполняется с разрешения УГИБДД, балансодержателя дороги, пояснил зампредседателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Владислав Будников. В 2011 году в городе было установлено 5 искусственных неровностей. Демонтаж "лежачих полицейских" выполняется в случае их самовольной установки и несоответствии госстандарту. Впрочем, прецеденты демонтажа — это скорее исключение из правил. Подобный прецедент случился в конце 2010 года, когда демонтаж 12-ти не соответствующих требованиям "препятствий" в пос. Степное Советского района пришлось отстаивать в суде.

Что же касается установки "лежачих полицейских" в коммерческих целях, то здесь никаких препон со стороны закона нет — в том случае, если их присутствие чем-то обусловлено. Тем более, что "обусловленность" - понятие растяжимое. Например, большое количество аварий или гонки автомобилистов на запредельных скоростях — явление в нашем городе не новое. Получается, укладывай "полицейских" хоть на каждой мостовой. А привлечение "частного капитала" не возбраняется, а скорее приветствуется. "Выполнение работ по установке искусственных неровностей возможно за счет материальных средств жителей города при условии согласования установки данного технического средства организации дорожного движения в установленном порядке с органами ОГИБДД УВД Саратова и балансодержателя дороги, на которой планируется его установка", - поясняет Будников.
В последнее время без "лежачего полицейского" не обходится ни один подъезд и к крупному супермаркету. Объясняется это тем, что такие участки дорог также являются местами повышенной опасности с большим количеством ДТП. В то же время чиновники, рассказывая о правилах установки искусственной неровности, не могут точно сказать, присутствовала ли в обращениях коммерческая подоплека. "Наше дело — отреагировать на обращение граждан. Есть основания для установки дорожного устройства — оно будет установлено, нет — не будет. А как это влияет на продажи, нас не касается. Но не думаем, что это может существенно повлиять на бизнес", - уточняют они.

Руководитель экспертного центра "Пробок. Нет" Александр Шумский предложил создать электронную карту "лежачих полицейских" в Москве, поскольку, по словам специалиста, в столице масса неровностей установлена ненадлежащим образом или там, где их присутствие не требуется. При том, что требования, в общем-то, прописаны. Саратовских же автолюбителей на данный момент гораздо больше занимают "неоднозначные" перекрестки — карта с их месторасположением есть на одном из специализированных форумов. В "неоднозначный" список попали пересечения Б.Горной и Симбирской, Симбирской и Соколовой, Навашина и Технической, участок Ст. Разина между рабочей и железнодорожной, где недавно было введено двустороннее движение, и многие другие.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-03-12/956.html