ФОКУС ГОРОДА 08:10, 28.08.2012

8 друзей Путина. Схема управления Россией

Такие данные содержатся в докладе "Большое правительство Владимира Путина и "Политбюро 2.0"", подготовленном президентом холдинга "Минченко консалтинг" Евгением Минченко и руководителем аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кириллом Петровым. Их выводы – результат опроса более 60 представителей политической и бизнес-элиты страны.

Как говорится в докладе, одним их восьми приближенных является бывший президент, а ныне — премьер-министр Дмитрий Медведев. Теперь он уже не член тандема. Ему пришлось отказаться от самостоятельных политических амбиций. Как говорится в документе, "в силу своей аппаратной позиции неизбежно он будет выступать центром притяжения для конкурирующих бизнес-групп".

Помимо Медведева в его клан также входят вице-премьеры, министры, региональные начальники, высокопоставленные юристы в судах, Госдуме и правоохранительных органах, и бизнесмены.

В числе его союзников эксперты называют генпрокурора Юрия Чайку, вице-премьеров Владислава Суркова и Игоря Шувалова, а также Романа Абрамовича, Александра Волошина и Татьяну Дьяченко.

Еще одну влиятельную группу в политбюро возглавляет глава администрации президента Сергей Иванов. Как отмечается в докладе, он отвечает за внутриэлитный баланс в администрации президента. Его заместитель Вячеслав Володин называется в работе "новичком политбюро", который, впрочем, быстро набирает вес. Его преимуществами считается влияние на некоторые регионы и на "Единую Россию" через "Общероссийский народный фронт".

Третий клан возглавляет глава "Роснефти" Игорь Сечин, который стремится стать "основным игроком в сфере ТЭКа", и в то же время продолжает сохранять неформальное влияние на силовые структуры.

Оппозицию Сечину составляют нефтетрейдер Геннадий Тимченко и совладелец банка "Россия", Юрий Ковальчук. Их союз, отмечается в документе, "выступает в роли альтернативного Сечину полюса влияния в ТЭК".

Гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, с которым Путин работал в ГДР по линии КГБ в 80-е годы, называется основным игроком в сфере военно-промышленного комплекса. Как говорится в докладе, "группа Чемезова в последнее время запустила новый политический проект, успешный не столько с точки зрения воздействия на общественное мнение, сколько с точки зрения привлечения симпатии лидера государства ("Рабочие Уралвагонзавода за Путина")".

Свой клан имеет и мэр Москвы Сергей Собянин. Авторы доклада считают его "лидером номенклатурной группы, в которую входит несколько губернаторов, сконцентрированных на Урале". К числу его заслуг авторы относят умение "выстроить неконфликтные отношения с большей частью олигархических структур, имеющих интересы в Москве".

Политологи отмечают, что цель всех этих групп — конвертация власти в собственность, ее легитимизация в России и за рубежом, и передача по наследству. Основные объекты, вокруг которых развернулась конкуренция — развитие Сибири и Дальнего Востока, "большая Москва", новый этап приватизации.

Путин в данной конструкции играет роль "арбитра и модератора" поддерживающего баланс между конкурирующими кланами.

Как заявил Минченко "Коммерсанту", такая модель управления построена таким образом, "чтобы все входили в клинч, а дальше верховный арбитр принимал решения". Конкуренция позволяет "уменьшить потенциал возможного влияния каждой из групп", — добавил Кирилл Петров.

В докладе также приводятся около двух десятков человек, которые названы кандидатами в политбюро. Они разделены на пять блоков: "Силовой блок", "Политический блок", "Бизнес", "Технический блок" и "Региональные лидеры". В число претендентов на попадание в политбюро попали: Александр Бастрыкин, Роман Абрамович, Александр Волошин, Владимир Кожин, Георгий Полтавченко, Михаил Прохоров, Рамзан Кадыров, Алексей Кудрин, Анатолий Сердюков, Сергей Шойгу и даже патриарх Кирилл.

Как говорится в докладе, новое "политбюро" сформировалось в 2000-е годы, по итогам перераспределения ресурсов от олигархических кланов в пользу силовиков, разрушения медиаимперий и ликвидации большинства региональных режимов. Как считает Евгений Минченко, в целом система крайне неустойчива. В ней слишком много противоречий.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-08-28/1428.html