ФОКУС ГОРОДА 10:21, 25.07.2014

"Геракл". Заметки киномана

Античный миф "оголливуживается" практически на глазах: полубог тут обычный человек (потому что, как учит нас кинематограф, чтобы быть героем, надо верить в себя, а не папу на Олимпе иметь!), солдат-наемник, хоть и легендарный (чтобы добавить немного моральных терзаний и объяснить происходящее в сюжете), которому ничего-то в жизни не надо, кроме домика на берегу Черного моря, когда он выйдет на пенсию (кто не хочет домик на берегу Черного моря летом?), с трагическим прошлым и командой боевых друзей стандартной заводской комплектации: практичный друг, эксцентричный друг, слегка сумасшедший друг, женщина-друг (а то феминистки обидятся) и директор по маркетингу, он же друг-сказитель.

Совершать 12 подвигов подряд в режиме реального времени с точки зрения сценария муторно – такому комедийному боевику в интерьерах нужен простой и чёткий сценарий со стандартным планом и не очень крутыми поворотами сюжета. Поэтому подвиги будут во флешбеках. А так как в прологе величайший герой Греции уже заявлен как наемник (Дуэйн Джонсон, "Кровью и потом: Анаболики", "Форсаж 5", "Зубная фея"), его можно сразу с чистой совестью, друзьями и понятной мотивацией отправить воевать за фракийского царя Котиса (Джон Хёрт, "День Доктора", "Шпион, выйди вон!", "Чужой"). Потому что плохой сосед-колдун с кентаврами хочет захватить его государство, а у него не армия, а сборище торговцев и крестьян. Геракл ему, конечно, поможет, но поскольку у него голова не только чтобы львиную морду вместо шлема носить, его начинают терзать смутные сомнения – так ли всё просто, как кажется.

В картине есть то, что останется от хороших мифов, если убрать богов и сверхъестественное: интриги, самопожертвования, триумфы, предательства и вполне человеческие страсти. До легендарности, конечно, не дотягивает, но фильм добротно сделан, с уместными спецэффектами и саундтреком, с боями, колесницами, зелеными воинами, изображающими зомби (ну, модно это! Куда деваться!), мужчинами в доспехах и набедренных повязках, шуточками, трогательными напоминаниями о семейных ценностях и эффектным разрушением памятников античности. А божественное присутствие заменяется на идею в стиле "как оно было на самом деле".

Но если что и делает фильм действительно неплохим зрелищем, так это отсутствие чрезмерного пафоса. Рестелер Дуэйн Джонсон, который довольно успешно подался в кино, не пытается играть греческую трагедию, только издает воинственные крики в нужных местах. Он страдает от своего прошлого, но всё больше флешбеками, поэтому у него выходит довольно неглупый человек, умеющий слушать (и игнорировать) советы, когда надо. В его огромную физическую силу верится без труда, а масса крупных планов разных частей его анатомии способна привлечь внимание женской аудитории не хуже Криса Хемсфорта в роли Тора.

Характеры персонажей второго плана, незамысловатые и прямолинейные, как рельсы, плавно несут паровоз-Геракла к финалу, шутят, раскрывают его характер в диалогах, сводят излишний пафос в комедию и вообще украшают действо.

Получается, что фильм не соревнуется с "300 спартанцами", потому что он в другом стиле и совсем не так серьезен и масштабен. При этом он легко обходит по качеству мифологические боевики вроде "Битвы титанов" за счет легкости и иронии и может понравиться даже аудитории "Перси Джексона" – рейтинг-то всего "12+".

А на самом ли деле Геракл – сын Зевса, великий ли он герой или просто наемник, и вообще, а был ли мальчик – уже и не важно, главное, что человек хороший. Есть, конечно, и неувязки, и фактические ошибки, которые вызовут ужас у знатоков античной мифологии. Но это же голливудское кино про маркетинг. Гераклу в кадре прямо так и говорят: как мы себя видим, не имеет значения, важно, как другие нас видят. В общем, судите эту книгу по обложке – она как раз на это рассчитана.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-07-25/3506.html