ФОКУС ГОРОДА 11:42, 15.06.2015

Коллекторы сменят акцент. Законопроект и прогнозы юристов

По информации Объединенного кредитного бюро (ОКБ), российский заемщик по состоянию на апрель 2015 го тратил в среднем 41% своих доходов на погашение кредитов. С развитием рынка розничного банковского кредитования новый импульс получило направление коллекторского бизнеса. Суть его заключается в том, что специальные компании или банковские подразделения осуществляют принудительное взыскание долга у заемщиков банка. При этом долг заемщика не может быть исключительно банковским. Коллекторские компании также сотрудничают с телекоммуникационными, лизинговыми компаниями, организациями в сфере ЖКХ и т.д. Однако, из-за того, что рынок розничных кредитов является на сегодня одним из самых объемных, коллекторские компании предпочитают работать с банками.

Рынок взыскания долгов является самым быстрорастущим и динамичным. Развитие розничного рынка кредитования, началось с пионера розничных кредитов - Банка Русский Стандарт. С 2008 года более 500 коллекторских агентств осуществляют так называемые внесудебные возвраты долгов. Специфика осуществления деятельности коллекторских служб такова. «Прежде всего, на эти должности принимают бывших сотрудников правоохранительных органов, - пояснил один из сотрудников коллекторского агентства. Должники боятся некоторых наций. В связи с этим коллекторы намеренно подделывают акцент и манеру общения, угрожая и принуждая должника вернуть долг. Практикуются методы, когда должника выбрасывают из залогового автомобиля банка и отвозят автомобиль на банковскую стоянку. Так же обклеивают двери квартир должников какими-то фразами, представляются сотрудниками правоохранительных структур, грозятся тюремным заключением, арестом имущества и ко всему относятся со зверским цинизмом».

«Теперь у должников появился правовой механизм, который позволит прекратить эту правовую вакханалию, - убежден адвокат Маркелов Вадим. Поправки в законодательство запрещают коллекторам звонить должнику более двух раз в день. Сейчас никаких ограничений на это нет и коллекторы не могут звонить должникам лишь ночью, после 22 часов. Также четко прописан запрет на передачу личных сведений о должнике, его кредите, задолженности и прочей информации третьим лицам, даже родственникам. Распространение подобных сведений будет караться или административным штрафов, или уголовным преследованием виновника с максимальной санкцией до 3 лет лишения свободы».

Вместе с тем, многие коллекторы против таких поправок в законодательство. Как сообщила RBC-dayli президент крупной коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева, ограничение числа контактов с должником может серьезно осложнить и замедлить процедуру взыскания. «С учетом невысокого качества связи, особенно в регионах, нам периодически приходится перезванивать должникам, иногда по несколько раз в течение часа, — говорит она. — Получается, если дважды оборвалась связь, разговор нужно отложить на сутки». Что касается введения норм, ограничивающих передачу сведений о долге третьим лицам, то, по словам Докучаевой, эта инициатива избыточна: согласно закону о защите персональных данных и закону о банковской тайне кредитор или коллектор и так не вправе разглашать информацию. В то же время ближайшие родственники могут быть сами заинтересованы в том, чтобы быть в курсе подобной ситуации, считает эксперт. Например, если у мужа возникли проблемы с возвратом займа, то жена может узнать об этом, когда начнется судебное разбирательство и ее обяжут участвовать в погашении долга. На фоне роста просрочки в банках имело бы смысл защищать не только интересы должников, но и их родственников и кредиторов, делая информацию о долге максимально открытой, считает Докучаева.

«Я не согласен с такой распространенной позицией, - говорит адвокат Маркелов Вадим. В моей практике по таким делам не было ни одного случая, чтобы представитель коллекторской компании не злоупотребил своим положением. И родственникам, и коллегам по работе, и просто людям, взявшим телефонную трубку в доме или на работе должника, рассказывались крайне неприятные про должника сведения, зачастую и недостоверные. Цель всегда одна – создать вокруг должника атмосферу негатива, отчуждения и осуждения окружающими его нравственного облика, поступка и мотива просрочки по уплате кредита. С подобными проявлениями «профессионализма» сотрудников коллекторских фирм необходимо крайне жестко бороться»

Вместе с тем, юрист-правозащитник Павел Непомнящий считает, что внесенный законопроект не решит всех вопросов в этой сфере. Все решения, уверен он, должны быть направлены на лицензирование коллекторской деятельности с возможностью отзыва этой лицензии при злоупотреблении ими своими правами. Также необходимо предоставить заемщикам право отказаться от общения с коллекторами, по аналогии с правом должников в США. Кроме того, внесенные поправки не будут действовать в отношении ипотечных заемщиков, что оставляет за «бортом» правовой защиты большое число граждан.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2015-06-15/4253.html