• 11:03, 14 декабря 2015
В каком подразделении СГУ можно услышать разговор на беглом английском языке, увидеть применение элементов германской научной системы и найти среди сотрудников специалиста со словенским именем? Речь идет вовсе не о лингвистических факультетах. Это особенности рабочих будней лаборатории, где самым смелым замыслам предоставляются все шансы стать популярными технологиями медицины будущего.
Ученый СГУ, лыжник и каратист Алеш Лапанье: "В России много уверенных в себе людей" 10 корпус СГУ

Одна из особенностей состоит в том, что руководителей направлений научной деятельности лаборатории "Дистанционно управляемые системы для тераностики" (входит в состав образовательно-научного института наноструктур и биосистем СГУ) называют групп-лидерами. Так, как это делается в германском обществе научных исследований им. Макса Планка - авторитетнейшей организации, которая является брендом в мировой науке.

Структура лаборатории скопирована с организационной системы одного из институтов объединения, а именно института коллоидов и границ раздела фаз. К слову, групп-лидерами в этом научном сообществе являются и руководители институтов. Они занимаются научными исследованиями с собственной командой, а также ведут поиски новых лидеров, инициируют открытие новых направлений.

Любопытно, что должность директора каждого из институтов Макса Планка занимают по очереди руководители его департаментов сроком на 3 года. Это делается для того, чтобы ввиду интересов "стабильной" администрации среди научных проектов не появлялись аутсайдеры или приоритетные направления. Эти и другие принципы построения работы давно доказали свою эффективность. Не случайно многие развитые страны считают за честь открыть на своей территории и финансировать новое звено общества научных исследований им. Макса Планка. При жестком контроле со стороны международной команды экспертов, кстати. И ученые всего мира считают большой удачей получить право работать в звездных коллективах сообщества.

Так вот, групп-лидером в лаборатории "Дистанционно управляемые системы для тераностики" СГУ является и ее руководитель - профессор Лондонского университета королевы Марии Глеб Сухоруков (он в знаменитом германском институте возглавлял одно из направлений). И ответственный исполнитель научно-исследовательских разработок, профессор кафедры физики полупроводников СГУ, доктор химических наук Дмитрий Горин (тоже 5 лет работал в MPIKG). Еще одного групп-лидера - кандидата физико-математических наук Богдана Парахонского, руководитель лаборатории "присмотрел" во время совместной работы в Макс Планк-институте, когда тот был еще студентом МГУ. Позже он был приглашен в Германию еще раз, уже во время учебы в аспирантуре. Затем перспективный молодой ученый работал в Университете Авейру (Португалия) и в Центре биотехнологии университета Тренто (Италия). Сегодня Богдана Парахонского считают мировым лидером по созданию частиц ватерита (речь идет о частицах, размер которых меньше микрона).

Многофункциональный конфокальный лазерный сканирующий микроскоп Leica TCS SP8

Свойство этих частиц используется учеными лаборатории для разработки капсул с чувствительной полимерной оболочкой, содержащей нано-частицы. Предполагается, что оболочка сможет подчиняться лазерному или ультразвуковому воздействию. Это нужно для того, чтобы растворить ее и загрузить в капсулу лекарственное средство. Капсулы могут быть заполнены лекарством и изначально. Цель ученых — создать объекты, которые бы "умели" двигаться по организму человека к пострадавшему органу, накапливаться на определенном участке и по команде врачей высвобождать свои лекарственные запасы. То есть обеспечивать точечное воздействие активных медикаментозных средств на "проблемную зону", избавляя от вынужденной терапии весь организм.

Еще одно направление научной деятельности лаборатории СГУ "Дистанционно управляемые системы для тераностики" ведет также бывший сотрудник института Макса Планка - кандидат физико-математических наук Алексей Ященок. Его задача — оснастить лекарственные капсулы сенсорами. То есть, на поверхности капсул сформировать специальную систему, которая бы позволила определять состав абсорбированных молекул и передавать информацию о них на внешнее устройство. В этом случае врачи будут обладать самой точной информацией о процессах на поврежденном участке организма пациента. А значит, смогут выбрать оптимальный период для раскрытия капсулы. Как говорят, в нужном месте и в нужный момент. Причем, саратовские ученые поставили перед собой еще одну задачу - создать сенсор, универсальный в применении и доступный по своей стоимости.

Поводов для интереса к лаборатории, в которой работают над уникальной технологией, способной поднять мировую медицину на новый уровень, существует масса. В их числе — научная деятельность групп-лидера, кандидата биологических наук Алеша Лапанье. Он прибыл по приглашению СГУ из Словении в апреле уходящего года для усиления команды биологов лаборатории новых тераностических систем. Дело в том, что в рамках работы над капсулами с биосенсорами идет поиск решения мировой проблемы —создание экспресс-анализа бактерий. К слову, ученые СГУ движутся в этом направлении в сотрудничестве с коллегами из германского института фотонных технологий в Йене. Здесь же стоит вопрос о резистентности (устойчивости к антибиотикам) бактерий. Так вот, Алеш Лапанье работает над созданием способа управления этой резистентностью с помощью целевой доставки лекарственных средств непосредственно к бактерии.

Надо ли говорить, что в коллективе ученых, столь активно инкорпорированных в мировое научное сообщество, у коллеги из другой страны не возникает никаких "барьеров" - языковых (общение проходит на английском языке) или организационных. То есть, Алеш не привезет из Саратова занимательные истории об особенностях работы российских ученых. Скорее, наоборот, поделится наблюдениями о том, что у нас "много уверенных в себе людей" (влияние экономических проблем на настроение людей в Словении сильнее, как поясняет коллегам ученый). И о том, что в Саратове много игровых площадок для детей (Алеш Лапанье — отец троих детей). А еще в этой семье впечатлены собранием Радищевского музея и речными просторами Волги.

"Усиление потока ученых из других стран в российские научно-исследовательские центры нужно оценивать только положительно. Это значит, у большего числа социально активных людей сложится мнение о нашей стране. А это важно для имиджа России. С какой целью сегодня к нам едут работать иностранные ученые? Многие интересуются русской культурой — читают Толстого, Чехова. Эту категорию привлекает возможность детально изучить историю, традиции, погрузится в быт страны. Другая группа ученых таким образом стараются реализовать свои научные амбиции в РФ, поскольку сделать это на родине не всегда представляется из-за высочайшей конкуренции за получение денег на исследования".

Что касается впечатлений Алеша Лапанье от российской бытовой действительности, то его расстраивает низкий уровень владения английским языком в магазинах и прочих сервисных центрах. А также качество дорог, автомобильные пробки и погода. Ему хотелось бы, что температура воздуха была ... ниже. Оказывается, словенский ученый увлекается лыжным спортом, поэтому с нетерпением ждет начала сезона для занятием беговыми лыжами. Выяснилось также, что этот совершенно доброжелательный и улыбчивый человек владеет черным поясом по карате. Очевидно, философия боевых искусств помогает справляться с препятствиями и на пути к своим научным целям.

Отечественные ученые, впрочем, откровенно признают те недостатки российской научной системы, которые пока не удалось устранить. Врожденное гостеприимство, к примеру, подводит российское миграционное законодательство. Дмитрий Горин рассказывает: "Наше законодательство совершенно не адаптировано для того, чтобы принимать высоко-квалифицированных трудовых мигрантов. Мы проходили все необходимые процедуры оформления документов с Алешем Лапанье с апреля по май. И это при том, что все ведомства нам давали "зеленый свет". Конечно, подобные проблемы встречаются не только в России. Наш коллега Богдан Парахонский выиграл проект в Бельгии и тоже столкнулся с трудностями. Но хотелось бы, чтобы наша страна имела преимущество в этом вопросе.

Вторая проблема, и она куда более существенная, это отсутствие средств для создания инфраструктуры для научных исследований. Все корпуса, которыми владеет саратовский классический университет, являются учебными. Мы стараемся создать экспериментальные помещения, администрация вуза всегда идет навстречу, изыскивает возможности, но речь идет о "коридорных вариантах". Тогда как в развитых странах существуют типовые проекты лабораторных корпусов, в которых архитектура подчиняется научному процессу, а не наоборот.

Третья проблема — крайне бюрократическая система закупок. По уровню технического оснащения наши центры ничем не отличаются от зарубежных, но время от решения до приобретения растягивается до 4-х месяцев. Тогда как в Германии можно заказать оборудование по интернету и через 2 дня ждать доставку. Еще один проблемный вопрос — ремонт дорогостоящих приборов. Если средства на их приобретение предусматриваются, то ремонтировать из средств грантов , которые представляет государство, достаточно сложно.

Эти системы предназначены для контролируемой доставки и высвобождения биологически активных молекул, а также для определения состояния локального окружения.

К тому же, у нас отсутствует политика государственной поддержки высококвалифицированных специалистов, которые на работают на дорогостоящем оборудовании, здесь речь идет не о грантовой поддержке, где финансирование не является непрерывным, а о специальной программе, которая бы поддерживала таких специалистов в не зависимости от грантовского финансирования, в Германии есть специальные постоянные ставки для таких сотрудников с достойной постоянной зарплатой и социальными гарантиями. Эти вложения средств в высококвалифицированных специалистов оказываются оправданными, поскольку позволяют сильно увеличить срок эксплуатации дорогостоящих установок. У меня за спиной стоят установки. Одна из них до повышения курса доллара стоила 40 млн руб, другая 11 млн руб. Специалиста с уровнем ниже кандидата наук к ним и подпускать страшно".

Со дня создания лаборатории "Дистанционно управляемые системы для тераностики" (январь 2014 года), ее коллектив называют интернациональным. Очевидно, не только из-за постоянного присутствия в коллективе иностранных коллег, но и благодаря тесным контактам ученых с зарубежными исследовательскими центрами. И в этом взаимодействии наблюдатели видят массу положительных моментов.

Так, в случае расширения технической базы коллективы застрахованы от неудачных приобретений, потому что опыт работы на приборах за рубежом позволяет сделать грамотный выбор. На первых позициях этого перечня значится и пресловутый бумажно-документальный вопрос. Видимо, объемы нашей канцелярской составляющей не смогли перерасти в качество. Российские ученые очень медленно оформляют результат экспериментов, намного медленнее, чем зарубежные коллеги. Так вот, эта наука подчиняется в рамках зарубежной практики самым востребованным российским ученым, а те в свою очередь делятся опытом с теми, кому посчастливилось работать с лидерами в одной команде.