Президент "Лукойла" Вагит Алекперов считает, что бензин в наступившем году подорожает на 10 процентов. "Сегодня влияние цены на нефть совершенно несущественно для цены топлива", — заявил бизнесмен в интервью телеканалу "Россия 24". Зато, по словам Алекперова, сказываются акцизы и инфляция.
По подсчетам отраслевых аналитиков, около 9 рублей в стоимости литра бензина — вклад налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциза. Плюс к тому — тарифы на транспортировку сырья и энергозатраты НПЗ. То есть в конечном счете, нефтяники зависят от "прейскуранта" естественных монополий. А тот, в свою очередь, индексируется по инфляции.
Поэтому пока на нью-йоркской товарной бирже фьючерсы на бензин падают до 7-летнего минимума — 1 доллар за галлон, для России достижение, что топливо здесь стоит всего в 1,5 раза дороже. Но отечественные автомобилисты могут лишиться даже этого повода для сдержанной радости, если Россия решит координировать добычу нефти с ОПЕК.
Вице-премьер Юрий Трутнев на заседании правительства отчитался о консультациях с представителями других стран-нефтяных экспортеров в рамках Давосского форума. Министр энергетики Александр Новак подтверждает готовность России принять участие в февральском саммите ОПЕК.
Символичен и пассаж Владимира Путина о перепроизводстве нефти в результате замедления китайской экономики. Именно этот фактор президент обозначил как "одну из причин сегодняшних сложностей", выступая в понедельник на форуме ОНФ.
Сокращение объемов российского нефтяного экспорта может поддержать баррель в перспективе, но в данный момент рискует еще больше усугубить ситуацию с бюджетом. Увеличение НДПИ и акцизов на бензин — вполне предсказуемый альтернативный способ пополнения казны. Благо налоги на топливо с аналогичной целью повышают сегодня даже страны вроде Великобритании, Франции или Нидерландов, которые никак не заподозришь в сырьевой зависимости.
Поэтому слова вице-премьера Аркадия Дворковича об "ускорении завершения налогового маневра" ввергли нефтяников в уныние.
В этом плане бензиновые прогнозы Вагита Алекперова могут стать дополнительным аргументом в торге отраслевых лоббистов с правительством. Макроэкономические и социальные издержки, связанные с подорожанием топлива внутри страны, сложно переоценить. Неслучайно Аркадий Дворкович, говоря о ценах на бензин, подчеркивает:
Но смогут ли нефтяники оправдать надежды кабмина при увеличении налогов? Ведь тогда производителям придется перекладывать возросшие фискальные затраты на потребителей.
Допустим, правительство откажется от идеи повышения акцизов и НДПИ, несмотря на сокращение экспортных доходов. Значит, для пополнения бюджета не избежать более глубокой девальвации. А инфраструктуру поддерживать и модернизировать не за счет субсидий, а исключительно за счет тарифов.
Все это непременно подстегнет инфляцию. И как следствие — ценники на АЗС. А они, в свою очередь, послужат драйвером для дальнейшего удорожания потребительских товаров.