ФОКУС ГОРОДА 15:53, 21.02.2020

Темы недели: холодильники "Саратов", новый троллейбус, карьера Баталиной

"Саратов" хлопнут дверцей

Ушла эпоха... Хоть и пафосно, но по другому и не скажешь. На "Саратовском электроагрегатном производственном объединении" остановилось производство холодильников, начатое еще в начале 50-х. Производитель отказался от этого направления бизнеса в связи с его нерентабельностью.

Любопытно, что эту печальную новость сообщила местная жительница в комментарии под постом губернатора о том, что Саратов достоин звания "Город трудовой доблести". В публикации перечислялись трудовые заслуги и самые известные производства города. Еще одна символичная деталь — СЭПО отказалось от выпуска бытовых агрегатов ровно через 4 года после того, как Радаев на одном из совещании предложил его гендиректору Евгению Резнику "производить седьмые айфоны".

В последние годы руководству завода было не до айфонов — корпоративный конфликт, в который оказались втянуты правоохранительные органы, грозил всему предприятию разорением. На грани банкротства оказалось его дочернее предприятие ЗАО "Саратов", производитель промышленного холодильного оборудования, основанный еще в 1991 году (процедура была прекращена в ноябре 2018-го). Как оказалось, не все ладно и с холодильниками бытовыми.

Конечно, для региона тяжела не только потеря ключевого бренда, но и сокращение производства, налоговой базы, рабочих мест. В министерстве промышленности заявили, что им о планируемых сокращениях на заводе не известно.

Депутат Госдумы Евгений Примаков рассказал, что, оказывается, он помогал руководству СЭПО связываться с инвесторами, в том числе зарубежными, по поводу развития производства. Однако руководство предприятия отказалось искать дальнейшие пути выхода.

"Если сами владельцы предприятия не могут договориться ни о собственности, ни о выстраивании работы СЭПО, а их осознанной вероятной задачей становится банальный вывод средств и закрытие - то тут уж никто помочь не может", - заключил он.

Будут ли скучать саратовцы по холодильникам местного производства? Мнения горожан по поводу их востребованности разделились. Некоторые вспоминают, что советская техника еще продолжает дослуживать свое на дачах. Сносно работают аппараты, собранные и в новое время. "Грустно и печально. Родители отработали на этом заводе по 20 лет. Холодильник в доме у родителей "Саратов" 2005 года выпуска, морозилка на даче 2015 года выпуска — все работает стабильно", - написал один из читателей в комментариях.

Другие же считают, что СЭПО производил неконкурентоспособную продукцию, которой не было места на рынке. "Холодильники "Саратов" давно уже несовременны и далеко не надежны, как раньше. Громыхающий ящик никому не нужен. Поэтому упал сбыт, поэтому производство стало убыточным, поэтому свернули", - отметил другой комментатор.

СарБК

Экс-министр промышленности и энергетики региона, член общественного совета при ведомстве Сергей Лисовский считает, что от прекращения производства холодильников проиграют и само предприятие, и область. "Но меня все же воодушевили слова нашего вице-губернатора Александра Стрелюхина, который заявил, что власть не даст свернуть производство холодильников. Конечно, там надо менять и модели, и производство. У иностранных компаний, типа Indesit, LG, высокотехнологичное, роботизированное производство. Но и у нас есть и производство, и квалифицированные люди. Способов спасти эту линейку много: это может быть и альянс с кем-то из иностранных компаний, и изыскание средств на перевооружение, и стать филиалом предприятия "Позис", которое находится в Татарстане".

"Адмирал" взял верх над "Тролзой"

Инвестор, который взялся за спасение троллейбусного завода, наконец-то явился народу, т. е. прессе. На этой неделе представители "ПК Транспортные системы" — дочерней структуры "Трансмашхолдинга" — провели презентацию своей модели троллейбуса "Адмирал", которую собирают делать на предприятии.

Мероприятие постарались провести максимально помпезно — пригласили федеральных чиновников, председателя комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичева, представителей разных городов России, которые выступают потенциальными покупателями будущих машин.

Губернатор Валерий Радаев отметил, что благодаря инвестору завод получил "второе дыхание" спустя 70 лет после своего рождения: "Мы все эти месяцы с волнением относились к этому процессу, потому что понимали, что на сегодняшнем этапе запустить практически новое производство очень и очень непросто".

Правда, производство журналистам все-таки не показали, а единственный новенький троллейбус, стоявший в пустом цеху, навевал скорее сомнения, чем гордость за новый прорыв. Так что до сих пор непонятно, что и в каком объеме сейчас собирается на заводе, есть ли у него какие-то заказы. Говорят, что 82 машины собираются отправить в Санкт-Петербург — на это намекают и условия объявленных тамошними властями конкурсов, в которых прописаны характеристики "Адмиралов".

Кстати, из официальных сообщений о новом производстве полностью пропало упоминание "Тролзы". Новое предприятие называется "Энгельсским заводом электрического транспорта", а наименование завода, который власти больше года спасали, похоже, кануло в банкротство и небытие. Вот таким образом в один день область лишилась двух своих самых известных брендов. И приходится радоваться поглощению местного предприятия конкурентами.

На это обратил внимание и Сергей Лисовский. "Я всегда сдержанно комментировал информацию о приходе на "Тролзу" нового инвестора – "ПК Транспортные системы". Да и сам инвестор до последнего это не комментировал. Вчера он четко обозначил: к "Тролзе" новое предприятие не имеет никакого отношения. Все, что осталось от энгельсского троллейбусного завода имени Урицкого, - это арендованные площади и 186 сотрудников, которые на нем когда-то работали. Подводя итог, хочу сказать: с одной стороны, хорошо, что не допущено падение производства троллейбусов в области, с другой – центр прибыли сместился из региона в другое место, это значит, что область потеряет в налогах. Из двух зол выбрали меньше", - подытожил эксперт.

"ЕР" теряет яркие кадры

Похоже, что брендом области после ухода холодильников "Саратов" и "Тролзы" еще будут оставаться саратовские "кадры". На этой неделе стало известно, что депутат Госдумы от Саратовской области Ольга Баталина переходит на работу в Правительство РФ. Ей прочат должность замминистра труда и соцзащиты. Назначения еще не было, но поздравлять, наверное, уже можно — премьер Михаил Мишустин своим распоряжением и место для нее уже освободил.

Как сказали в федеральном аппарате "Единой России", Ольгу Юрьевну продвинул на высокую должность председатель Госдумы Вячеслав Володин. Именно его помощницей она начинала карьеру в 1995 году. Таким образом, это уже второй представитель парламента, избранный от Саратовской области, который для продолжения карьеры избрал Белый дом. Ранее Людмила Бокова сменила сенаторское кресло на пост замглавы Минкомсвязи РФ.

Политолог Дмитрий Олейник считает, что регион от ее перехода в Правительство РФ ничего не потеряет. "Ее возможный переход в Правительство никак не скажется на ее отношении к нашему региону. Да, как депутат она вела личный прием избирателей, контролировала достройку домов обманутых дольщиков и делала многое другое из того, что входит в круг депутатских обязанностей. У заместителя министра обязанности другие, но на этом посту она получит новые навыки работы в федеральной исполнительной власти, которые, как я думаю, пригодятся ей в дальнейшем, - отметил он. - У Баталиной в Саратове много знакомых и сторонников. Она очень отзывчивый человек и всегда помогает, когда может, так что ее связи с родным городом никуда не денутся и сохранятся. Так что область ничего не потеряла. С моей точки зрения потеряло региональное отделение "ЕР", испытывающее трудности с яркими и известными кандидатами, им замену Баталиной будет найти очень непросто".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-02-21/7488.html