ФОКУС ГОРОДА 08:22, 25.06.2020

Дмитрий Лебедев (Билайн): Мобильную связь и интернет надо использовать в качестве точки роста экономики

Дмитрий, с позиции более опытного коллеги по переводу сотрудников на удаленный режим работы, оцените те решения, которые были приняты саратовским бизнесом с появлением коронавирусной угрозы.

- Я должен дать высокую оценку нашему бизнесу. Потому что мы не увидели панических настроений, мол, давайте вешать на двери замок. Из всех наших клиентов только 4% решили временно заморозить бизнес. С остальными же мы сразу начали разрабатывать программу для работы в новых условиях.

Билайн еще в 2016 году начал применять практику удаленной работы, которая сегодня оказалась полезной не только для собственных сотрудников, но и для всех корпоративных клиентов компании. Тогда столь опасного коронавируса не было. Что именно сформировало идею?

- Руководство компании уверено, что главной ее ценностью являются не базовые станции, не оптические сети и не салоны продаж, хотя это важно. А главными являются люди, которые здесь работают, и их потенциал. Если сотрудник может сделать работу с наименьшими затратами физических и моральных сил, то давайте пойдем ему навстречу и пусть он это делает в тех условиях, которые комфортны для него и приемлемы для компании. И потом бизнес — есть бизнес. И у него имеются две составляющие – это выручка и издержки. После перехода на формат работы, который мы внутри изначально называли "BeeFREE", компании удалось снизить расходы на аренду офисов примерно на 25%. А учитывая, что Билайн работает на территории всей страны, это были достаточно серьезные затраты. В ходе проекта во всех административных офисах изменился дизайн интерьеров. В его основу легло три принципа: гибкость, открытость и мобильность, неформальный подход. Вместо кабинетов сотрудники и руководители разных дирекций работают в Open Space2, есть места для фокусированной работы, зоны для совместного обсуждения проектов и активного отдыха.

Кто в компании, еще до режима самоизоляции, мог работать дистанционно?

- Большинство сотрудников имели возможность 2-3 раза в неделю работать в удаленном режиме, если у них выпадают дни, когда надо делать звонки или работать с материалами, или выезжать на встречу. Продукты Билайн позволяют использовать ноутбук для доступа к базам данных, которые находятся в облачных хранилищах компании. Каждый из нас экономит в удаленном режиме работы в среднем 2-2,5 часа. Я, например, сегодня вместо того, чтобы тратить на дорогу больше часа, с утра провел совещание с коллегами из Саранска и Пензы, переговорил по защищенным каналам связи с коллегами из Москвы, благо они тоже пораньше проснулись и им не надо было ехать на метро, а потом еще успел настроиться к нашему интервью. И теперь также в дистанционном режиме беседую с вами. И на часах еще только 10 часов утра.

А результаты удаленной работы в условиях пандемии вы уже подводили?

- В моем подразделении трудятся 40 человек в 3-х регионах: Саратовская, Пензенская области и республика Мордовия. Мы анализировали итоги работы за 3 месяца — число звонков, коммуникаций, внешних встреч. Последних практически не стало, мы их перевели в режим видеоконференций. Но общий темп у нас не снизился, по результатам второго квартала мы идем с перевыполнением плана. Это объясняется тем, что мы готовились не к прошедшей войне, как те генералы из цитаты Черчилля, а к будущим вызовам. Здесь речь идет и о работе с большими данными, так называемые Big Data3. Это направление компания провозгласила одним из важнейших еще несколько лет назад. И эти наработки во время пандемии оказались очень востребованными у наших клиентов. Для малого и среднего бизнеса мы с помощью данных технологий помогали делать таргетированную, то есть, точечную, целевую рассылку для своих клиентов4. Издержки на коммуникации в этом случае значительно ниже, а эффективность такого общения - намного выше. Эти технологии, я уверен, будут востребованы и в период выхода из кризиса, и в дальнейшем. Для крупного бизнеса и госструктур весьма востребована сейчас геоаналитика - для определения трафиковых локаций при открытии новых точек или времени и места пиковых уровней пассажиропотока5. Замечу, что вся работа с Big Data проходит при строгом соблюдении действующего законодательства.

То есть вы начали предлагать решения, способные помочь бизнесу в этой непростой ситуации?

- Как показывает наш опыт, главное в такой ситуации компании выбрать надежные профессиональные ИТ- и телеком-решения, позволяющие обеспечить непрерывность, безопасность и управляемость бизнес-процессов, а также дающие возможность качественной коммуникации в условиях удаленной работы большей части сотрудников. Понимая это, Билайн Бизнес подготовил пакет решений Билайн Бизнес Bee FREE для организации удаленной работы по концепции WorkPlace-as-a-Service (WaaS)6. Он агрегирует самые востребованные и надежные решения, в том числе удаленные рабочие места на VDI (Virtual Desktop Infrastructure)7, Облачную АТС и FMTN8 (объединение мобильных и офисных телефонов в единую сеть), Мониторинг удаленно работающего персонала, Мобильный VPN9, Видео- и Аудиоконференции, Microsoft Teams и Office 365, "Мобильное предприятие" для малого бизнеса. Мы также проводим консалтинг по удалённой работе, использованию и настройки пакета решений Билайн Бизнес Bee FREE, организуем обучающие программы по работе на дому. Все это помогает "новичкам" сократить время на переобучение и подготовку своих сотрудников, дает возможность оперативно наладить работу в непривычном режиме, не теряя при этом эффективности.

Дмитрий, а какие еще инструменты стали популярными в бизнес-среде в ответах на новый вызов?

- В кризисные моменты бизнесмены убеждаются, что корпоративная информация – это главная ценность, которая требует защиты. Поэтому буквально все виды бизнеса активно размещали информацию в наших облачных хранилища данных. Дело в том, что центры хранения и обработки данных Билайн имеют высшую степень надежности по международной классификации Tier310 - 99,97%. При этом крупным компаниям потребовались защищенные каналы связи для того, чтобы работать с этими данными или передавать любые другие сведения, которые являются коммерческой тайной. В частности, мы обеспечили необходимые условия для работы в режиме самоизоляции более сотни ведущих сотрудников пензенского отделения МРСК "Волга". Еще одна востребованная услуга у крупного бизнеса — внедрение системы единого мониторинга для контроля за удаленными производственными процессами. С помощью этой программы руководство компании или кураторы отдельных направлений могут с согласия сотрудников наблюдать как работают специалисты на объектах, а те в свою очередь могут связываться с ними, высылать отчеты о выполненных заданиях. Такую программу мы внедряем на предприятии "Энгельс-Водоканал". А для одной из крупных газовых компаний мы в очень короткие сроки реализовали достаточно масштабный проект по работе онлайн-касс. Чтобы в период самоизоляции клиентам не надо было добираться до операционного офиса, в том случае если они привыкли так оплачивать услуги, или сделать платежи онлайн способом, сотрудник компании приезжал по адресу с кассовым аппаратом и при соблюдении всех норм индивидуальной защиты и социального дистанционирования клиент мог совершить оплату услуг.

А как вы поддерживали средний и малый бизнес?

- Эти сегменты бизнеса активно пользовались нашей программой "Моя компания". Ее преимущество в специальных льготных тарифах, которые мы устанавливаем для определенной группы сотрудников в том случае, если компания не имеет возможности предоставлять им корпоративную связь. В режиме самоизоляции услугой "Моя компания" часто пользовались для обсуждения производственных вопросов. Да и сейчас, на выходе из кризиса, эта программа поможет экономить средства.

С ритейлом, службами доставки, производителями услуг мы занимались установкой облачных АТС. Это современные цифровые технологии, которые превращают один городской телефонный номер в многоканальную станцию, которая не пропускает ни одного звонка, при необходимости записывает разговоры, позволяет перезвонить клиенту.

Сложилось впечатление, что бизнес активно опирался на интернет-сервисы.

- Более того, в последнее время мы наблюдали тот самый процесс цифровизации бизнеса, о котором до пандемии много говорили. И если раньше мы обращались к нашим корпоративным клиентам и рассказывали о преимущества цифровых сервисов, то с началом "коронавирусной истории" бизнес сам говорил нам о готовности осваивать новые технологии и просил разработать оптимальное цифровое решение. К слову, весь этот процесс отразился на интернет-трафике. По итогам первого квартала 2020 года, объем трафика, который передавался по сетям 4G, увеличился в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средний пользователь мобильного интернета стал потреблять примерно 13 гигабайт в месяц. Это серьезный рост. Мы видим трехкратное увеличение данного показателя за год.

Еще одно интересное наблюдение. В период самоизоляции голосовые вызовы стали более востребованы, чем ранее. C началом "нерабочих недель" мы видим, что объем традиционных голосовых звонков в сети Билайн резко вырос. Рост голосового трафика Билайн связывает не только с переходом на удаленный формат работы, но и с желанием быть постоянно на связи с родными и близкими. Если ранее множество вопросов клиенты решали "на бегу", то сейчас потребность в нехватке "живого" общения они компенсируют звонками.

Как это выдержали сети?

- Дело в том, что в прошлом году Билайн провел в Саратовской области серьезные работы по увеличению зон покрытия сети 4G и скорости мобильного интернета. Новые базовые станции кроме Саратова, мы установили в Аркадаке, Вольске, Марксе, Красноармейске, Аткарске, Пугачеве, Хвалынске, Калининске, Красном Куте и Новоузенске. Причем, массовый апгрейд коснулся не только крупных районных центров, мы доставили 4G в небольшие поселки и села, где проживает всего несколько сотен человек. Поэтому люди не были оторваны в самоизоляции и могли пользоваться современными сервисами. За последние два года число базовых станций, поддерживающих 4G, в регионе увеличилось в 3 раза. Это серьезный рост и рекордные темпы стройки сети!

Сейчас мы практически по всей области внедрили зоны 4G. А к концу 2020 года 100% базовых станций в сети Билайн в Саратовской области будут иметь технологию 4G. Мы совершенствуем нашу сеть, делаем ее прогрессивной и качественной, готовой к внедрению новых технологий. Также инфраструктура Билайн была подготовлена к лавинообразному росту нагрузки, как было в первые "нерабочие недели", и росту пользовательской активности. И несмотря на текущую ситуацию, техническая дирекция компании продолжает строить новые базовые станции при соблюдении всех санитарных норм.

В ближайших планах — очередные запуски. Я уточню, что мы усиливаем покрытие не потому, что оно плохое, а потому, что потребности пользователей в скоростном интернете невероятно растет. Но есть и другие примеры. Мы планируем запуск новых базовых станций в удаленных районах Пензенской области, где раньше вообще не было связи, а теперь будет современный интернет. Там планируется строительство комплекса по производству мяса индейки. И этот процесс должно сопровождать видеонаблюдение с аналитикой, а значит, надо обеспечить передачу больших видеопотоков.

Интересный пример. А какие телеком-услуги, по вашему мнению, будут сопровождать выход бизнеса из нынешнего кризиса?

- Как я уже говорил, бизнес будет нуждаться прежде всего в уверенном интернете и хорошем голосовом покрытии. Опять же, повторюсь, что с ростом объема данных будет вставать вопрос о том, где их хранить. То есть, будут востребованы наши надежные облачные хранилища. И третье направление, которое будет популярным среди наших клиентов, связано с обменом информации и данных по защищенным каналам связи. И мы будем такую возможность обеспечивать. А для среднего и малого бизнеса будет расти актуальность таргетированных рассылок с применением Big Data об акциях, спецпредложениях. Они помогут восстановить и укрепить связь с клиентами.

Мы прогнозируем дальнейший рост популярности интернета вещей. Это называется "Machine-to-Machine"11, сокращенно М2М. Подобные проекты мы реализовывали и во время пандемии. На предприятии "Энгельс-Водоканал" мы оснащали приборы учета блоками телеметрии. Так вот, раньше сотрудник проезжал насосные станции раз в неделю, снимал показания, фиксировал их в офисе. А теперь этим будут заниматься блоки телеметрии каждый час или каждый день, как посчитают нужным на предприятии. Информация будет передаваться с использованием наших каналов связи в центральный офис, далее на центральный сервер компании и потом в личный кабинет, где будут видны все затраты и итоговый результат. Может выяснится, что выработанный продукт не был потреблен или, наоборот, мощность работы приборов была недостаточной. Такие технологии позволяют оперировать данными в режиме онлайн и серьезно экономить, в том числе, человеческие ресурсы.

И этот пример говорит о повышении спроса на цифровые технологии.

- К нам приходит понимание, что многие вещи можно сделать со значительно меньшими издержками. И тот факт, что у нас мобильная связь и интернет одни из самых дешевых и самых качественных в мире, надо использовать как точку роста. Ведь это снижает издержки и повышает конкурентоспособность нашей продукции. И я уверен, что процесс цифровизации будет набирать обороты. Ведь те клиенты, которые пришли к нам за помощью в начале пандемии, теперь планируют с нами дальнейшее развитие. Они говорят об открывшихся возможностях и нам всем надо их активнее использовать. А мы, как один из лидеров рынка телеком-услуг, постараемся в этом помогать.

1 Проект Билайн для организации удаленной работы своих работников.

2 Open Space (Опэн спейс) – офис открытого типа.

3 Big Data – большие данные.

4Оказание услуг осуществляется при наличии согласия пользователя на обработку данных и получение рекламы.

5 Агрегированные статистические отчеты по динамике перемещения групп пользователей. Анализ нагрузки на базовые станции.

6 WorkPlace-as-a-Service ("рабочее место как услуга") – набор решений Билайн для организации удаленной работы.

7 Virtual Desktop Infrastructure ("инфраструктура виртуальных рабочих столов") - решения для виртуализации рабочих мест с использованием облачных ресурсов.

8 FMTN (Fixed mobile technology network) – услуга по объединению мобильных и офисных телефонов в единую сеть.

9 VPN (Virtual Private Network) - "виртуальная частная сеть" — обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети (например, Интернет).

10 Tier – система классификации для оценки инфраструктуры Центров обработки данных.

11 "Machine-to-Machine" ("машинно-машинное взаимодействие") - технология, позволяющая машинам обмениваться информацией друг с другом.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-06-25/7640.html