ФОКУС ГОРОДА 09:52, 20.07.2020

Чем сердце успокоится. Как в регионе борются с главной причиной смертности населения

Некому умирать

В прошлом году естественная убыль населения в России составила 316 160 человек. Это разница между числом умерших (1 800 683) и родившихся (1 484 517). Есть еще показатель общей убыли населения, который учитывает и число тех, кто покинул страну или прибыл в нее. К слову, именно на миграционный поток очень рассчитывали в федеральном Минэкономразвития. Ранее там заявляли, что "новые россияне" будут компенсировать естественные изменения численности населения страны с 2019 по 2023 год. Однако в прошлом году этого уже не случилось. Со всеми прибывшими из других стран, мы все равно ушли в минус с потерями в 32 130 человек.

Уровень смертности у нас стабильно превышает рождаемость с 2016 года (был небольшой перерыв в этой негативной тенденции). Известный российский демограф, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов назвал демографическую яму в интервью "МК" сумасшедшей. Он напомнил, что ее "выкопали" 90-е годы. Тогда закладывалось поколение, которое сейчас достигло возраста молодых родителей. Детей в конце прошлого века появилось мало, поэтому сегодня нам некому производить на свет малышей. Да и коэффициент рождаемости в стране остается низким - немногим больше 1,5 ребенка на одну женщину. А для естественного восполнения над от 2,2 до 2,4.

Но как оказалось, и умирать сегодня в России некому. Показатель смертности в стране также имеет свои особенности. Он вовсе не увеличивается, как было бы ожидаемо при нарастающей убыли населения. Например, в 2001 году в стране ушло из жизни 2 254 856 человек, в 2005 — 2 303 935, в 2010 - 2 028 516, в 2015 — 1 908 541, а в прошлом году, ка мы уже указывали, умерло 1 800 683. У федерального минздрава при этом появляется повод для позитивных отчетов. Но аналитики опять же напоминают об исторических кривых статистики. Дело в том, что в наши дни в "возраст риска" (75+) вступило поколение "детей войны", родившихся в тяжелые 1940-1945 годы. Детей в то время появилось немного, поэтому и абсолютные цифры смертности сейчас снижаются. Но демографы предупреждают, что вскоре к "возрасту риска" приблизится поколение так называемого послевоенного "бэби-бума" (он длился все первое десятилетие после победы) и тогда кривая смертности обязательно пойдет вверх. И вновь этот показатель будет "смазывать" медицинскую статистику. Как это уже происходит в Саратовской области.

Некому рожать

И в Саратовском регионе — лидеру по убыли населения, показатель смертности имеет тенденцию к снижению. По данным Росстата, в первом квартале этого года он уменьшился, но всего на 0,8% по сравнению с таким же периодом 2019-го. И рождаемость тоже упала, но уже на 9,4%. У нас это связано не только с тем, что в 90-е годы родилось мало сегодняшних мам, а и с тем, что именно молодые женщины решительно покидают наш депрессивый регион в поисках лучшей жизни.

А среди оставшегося населения 40% составляют жители старше 49 лет, около 30% - люди старше трудоспособного возраста. За последние пять лет их доля увеличилась на 45,2 тыс. человек и продолжает расти.

Огромный процент пожилого населения загнал область в лидеры по онкологическим заболеваниям. По данным главного врача областного онкодиспансера Сергея Вертянкина, смертность от рака в 2019 году увеличилась на 11,6% по сравнению предыдущим годом и составила 215 чел. на 100 тыс. населения. Всего ежегодно от онкологии умирает около 5 тыс. жителей региона. Закономерность здесь прямая — чем старше население, тем чаще жители территории уходят их жизни из-за новообразований. Не зря у врачей есть поговорка: "Дожить до своего рака".

И с уровнем смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы в области похожий расклад. В прошлом году число тех, кто ушел из жизни по этой причине, стало меньше на 1 056 человек. Специалисты считают это большим успехом. Но по сравнению с другими регионами уровень смертности от болезней системы кровообращения в Саратовской области остается высоким. Доля в структуре смертности - 52% (в 2018 году составляла 53%).

Впрочем, сердечно-сосудистые заболевания являются главной причиной смерти и в стране (в 2019 году- 49,27%), и в мире. Надо отметить, что европейским странам удалось значительно улучшить ситуацию. Профессор Российской экономической школы Ирина Денисова заявила "РГ", что в Польше смертность от заболеваний сердца в два раза, а во Франции в 4 раза ниже, чем в России. Там устроили "сердечно-сосудистую революцию" - обновили медицинские технологии и занялись пропагандой здорового образа жизни. Но и в России принимаются меры - в стране разработаны специальные программы (например, национальная программа по оказанию помощи больным с острым инфарктом миокарда, которая предполагает открытие 150 специализированных региональных центров), реализуется национальный проект "Здравоохранение", улучшены некоторые показатели, в том числе и в Саратовской области.

huffpost.com

Санавиация для "сердечников"

По словам главного внештатного кардиолога областного минздрава Татьяны Ионовой, в регионе снизился показатель смертности от острого инфаркта миокарда (до 38,9 человек на 100 тыс. населения) и сегодня находится ниже целевого уровня (40 на 100 тыс.). Опустился ниже установленной планки (12%) и показатель госпитальной летальности от острого инфаркта миокарда (11,9%). "В 2015-2016 годах эта цифра составляла 16,5-17%. То есть, таких показателей у нас не было в течение последних пяти лет", - подчеркивает Ионова.

Кроме того, в регионе увеличилась доля пациентов, которым при остром коронарном синдроме провели стентирование. За пять месяцев 2020 года этот показатель составил 24,9, что тоже превышает целевую цифру.

Что касается общей смертности от болезней системы кровообращения, то региональный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" на 2019-2024 годы, разработанный в рамках нацпроекта "Здравоохранение", ставит задачу снизить этот показатель к 2024 году до 595 человек на 100 тыс. (за базовый был принят уровень 2017-го года — 698,1). Смертность от инфаркта миокарда с помощью реализации проекта предстоит снизить до 36,5 на 100 тыс., от острого нарушения мозгового кровообращения — до 101,8.

Если продолжать о кардиологии, то проект ставит задачи также снизить больничную летальность от инфаркта миокарда до 8%, увеличить число рентген-эндоваскулярных вмешательств, проведенных больным с острым коронарным синдромом, до 8 658 (не менее 35% от количества больных с ОКС).

Основная часть предусмотренных проектом средств будет направлена на техническое оснащение сосудистых центров (одного регионального и трех первичных). Главный врач областного клинического кардиологического диспансера Валерий Агапов уточняет: "В значительной степени эта программа направлена на совершенствование помощи при остром коронарном синдроме, инфаркте миокарда — то, что раньше называлось предынфарктным состоянием. Она включает в себя довольно существенную материальную часть. Вообще за последние два-три десятилетия в оказании помощи кардиологическим больным произошел качественный скачок, связанный с внедрением современной техники. Это кардиографическое оборудование, ангиографические компьютерные установки, ультразвуковые, рентгеновские аппараты. Речь идет о достаточно ощутимом количестве позиций".

Валерий Агапов, фото cardiosaratov.ru

На переоснащение и дооснащение в рамках регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" будет направлено 1,7 млрд рублей. Новое оборудование поступит в ближайшие три года в областной кардиодиспансер и так называемые первичные сосудистые центры (Саратовская городская клиническая больница N1 им. Ю.Я. Гордеева и Энгельсская городская больница N2), а также в Балаковскую городскую клиническую больницу, где создан еще один первичный центр. Сюда оперативно доставляются больные из отдаленных районов Левобережья. Зона обслуживания третьего кардиоцентра составит примерно 500 тыс. человек.

А для кардиологических больных отдаленных районов правого берега Волги уже этим летом значительно расширит свои возможности санитарная авиация. Валерий Агапов объясняет: "Это вполне реально и экономически выгоднее, чем строить высокотехнологичные центры в отделенных местах, где зона обслуживания будет заведомо небольшая. Здесь должно быть разумное сочетание. В балаковский центр доставляются больные из близлежащих Вольска, Пугачева, Хвалынска, Ивантеевки, Краснопартизанского района. А для юго-восточных территорий, где транспортное плечо достаточно большое, разумно использовать быстрые методы доставки — вертолетом, самолетом".

К слову, авторы регионального проекта запланировали увеличить долю больных с острым коронарным синдромом, госпитализированных в стационар не позднее чем через час после начала заболевания до 30%, а не позднее чем через 12 часов — до 70%.

Приближение к Европе

Поводом для позитивных прогнозов кардиологов о развитии заболеваемости в регионе стала и реализация федеральной программы лекарственного обеспечения для больных, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также после процедур аортокоронарного шунтирования, ангиопластики коронарных артерий со стентированием и катетерной абляции. Они в обязательном порядке должны находиться на диспансерном наблюдении и строго выполнять все рекомендации врача. Препараты предоставляются бесплатно в течение года тем больным, которые не входят в категорию льготников. "Перечень лекарственных препаратов состоит из 23 пунктов. То есть это достаточно широкий спектр, чтобы подобрать адекватную терапию", - отмечает Татьяна Ионова. Проект стартовал в этом году с финансированием в 337 млн рублей.

Еще одним ресурсом для улучшения картины должно стать совершенствование амбулаторной службы. В том числе для того, чтобы вовремя выявлять больных и своевременно начинать лечение. Медики подчеркивают, что основной причиной смерти в группе болезней сердечно-сосудистой системы является хроническая сердечная недостаточность, а отнюдь не инфаркт миокарда. И нарушения сердечного ритма также обгоняют статистику инфарктов. Поэтому кардиологи региона видят главной задачей масштабную работу с хроническими состояниями. Помощь при острых состояниях, конечно, будет и далее развиваться. Сегодня оперативные вмешательства, которые еще вчера казались чудом, что называется, поставлены на поток.

Валерий Агапов утверждает, что по числу проведенных процедур стентирования, в том числе и при остром инфаркте, аортокоронарного шунтирования, в том числе экстренных, мы приближаемся к средним европейским показателям. Кардиология не останется без уникальных операций. "Но мне и моим коллегам в настоящее время, исходя из наших реальных возможностей и потребностей, более интересны другие вещи, - объясняет главврач кардиоцентра. - Мало что-то сделать, надо добиться стойкого результата на достаточно большом временном отрезке. Основное направление развития нашей службы мы видим именно в совершенствовании системы ведения пациентов с хроническими заболеваниями".

cardiosaratov.ru

Отдельные моменты уже отрабатываются в кардиодиспансере. Например, в Центре наблюдения пациентов высокого риска применяются телемедицинские технологии в различных форматах. Как вполне опробованный режим врач-врач, так и самый сложный, пока редко применяемый — врач-пациент.

Не менее серьезный ресурс для кардиологической статистики — следование жителями территорий правилам здорового образа жизни. Это лежало в основе европейской "сердечно-сосудистой революции", применяются эти идеи и у нас. В области действует региональный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек", разработанный в рамках нацпроекта "Демография". Существует разная статистика, которая делит проценты между наследственностью, эффективностью медицины и образом жизни человека (занимает 50-60-70%). Но и эти цифры надо рассматривать внимательно. Врачи, например, считают, что в зону ответственности гражданина должны входить и своевременность обращений за помощью, а также его приверженность к лечению.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-07-20/7676.html