ФОКУС ГОРОДА 20:04, 20.08.2020

Провинциальные истории. Как в Саратове открывали первый аэродром

Открытие

Местом для него была выбрана площадка около военного городка Башкадыкларского полка, который был назван так в честь победы русских войск над турками в сражении у турецкого города Башкадыклар 19 ноября 1853 года и размещался недалеко от Спасо-Преображенского мужского монастыря и дач, за Воскресенским кладбищем (в районе нынешней ул. Навашина). Через него, к семи часам вечера 15 июля 1912 года, и шагала основная часть публики, желавшей поглазеть на первые полеты с нового аэродрома, с одной стороны обнесенного проволочной, а с другой – деревянной изгородью.

Люди занимали места в одном из специально поставленных павильонов (другой предназначался для почетных гостей) и топтались в ожидании праздника, глядя на два больших украшенных разноцветными флажками ангара. За их дверями скрывались: в одном – два легких "Блерио", принадлежавшие аэроклубу, в другом – громоздкий "Фарман", купленный саратовским авиатором Шпрингенфельдом у главного механика и строителя аэроклуба Чудинова. Всего собралось около двух тысяч человек. Порядок поддерживали, выстроившись в цепь, рота солдат, казаки и отряд полиции.

Блерио / merelana.livejournal.com

В 6.30 приехал председатель аэроклуба, вице-губернатор Петр Боярский. Его встретили оркестром. Затем, когда вывезли на центр аэродрома все три аэроплана, полковым священником был отслужен молебен и, как писал "Саратовский листок", "сказано слово о пользе авиации для государства и общества". После этого под музыку неофициального гимна России "Коль славен" был поднят флаг. В небо взвился салют.

Выступил Боярский: "Горячо благодарю всех посетивших наш радостный праздник. Государю Императору – ура!" В ответ прогремело троекратное "ура!" и прозвучал официальный гимн страны "Боже, царя храни!" Все тот же Петр Михайлович прочитал две телеграммы: на имя покровителя всероссийского аэроклуба, великого князя Александра Михайловича (двоюродного дяди императора Николая II) и командующего войсками Казанского военного округа барона А.Е. Зальца. Наконец, по традиции, были освящены ангары, и аэропланы вернули на место. Авиаторы стали готовиться к полетам.

Пилоты

На торжество по поводу открытия аэродрома хотели было пригласить Александра Васильева, который, как известно, первым поднялся в саратовское небо в сентябре 1910-го и пообещал открыть в Саратове авиашколу, но он приехать не смог (кстати, в том же году, спустя два месяца после полета над Саратовом он, на аэроплане "Блерио", первым в России пролетел без посадки больше 100 км из Елизаветполя [Гянджа, Азербайджан] в Тифлис [Тбилиси]). Поэтому право быть первым на саратовском аэродроме получил другой почетный гость, 21-летний авиатор Александр Агафонов, успевший принять участие в групповом (из 12 участников) перелете Санкт-Петербург–Москва.

Александр Агафонов / авиару.рф

Для него на заводе Первого российского товарищества воздухоплавания построили "Фарман", приспособленный для дальних полетов. Агафонов и его механик Колчин, стартовав 10 июля 1911 года (по старому стилю) с Комендантского аэродрома в Петербурге, через час приземлились в Чудово, обеспечив тем самым заводу конструкторский приз военного ведомства "За непрерывный полет на дальность".

Следующим промежуточным местом приземления должен был быть Новгород, однако указанная на маршрутной карте точка оказалась болотом, и аэроплан в нем увяз. Его кое-как вытащили.

Попытка полететь дальше сорвалась из-за отказа мотора и поломки, при вынужденной посадке, шасси. После ремонта Агафонов снова хотел отправиться в путь, но в первый день при пробном полете опять повредилось шасси, а во второй он потерпел аварию. Пришлось сойти с дистанции. Впрочем, не ему одному.

Единственным, кто в том перелете финишировал, стал Васильев. Он на своем "Блерио", преодолев расстояние в 725 километров, добрался до Москвы за 24 часа 41 минуту. Правда, в воздухе он пробыл только 9,5 часа, а остальное время провел на земле, отдыхая и восстанавливая силы, ремонтируя и заправляя аэроплан.

После того неудачного старта Агафонов не раз принимал участие как в испытаниях новых аэропланов, так и в соревнованиях, и к июлю 1912-го это уже был опытный авиатор. О том, как он обновил небо над первым в Саратове аэродромом, рассказывал "Саратовский листок"...

Первые полеты

"Механики завели пропеллер "Фармана", на который сел в 8 час. Агафонов. Аппарат сначала не слушался, капризничал, мотор не работал.

Через четверть часа аппарат плавно понесся по аэродрому, быстро отделился от земли и высоко пошел по направлению к дачам в лучах заходящего солнца. Агафонов, делая крутые повороты, описал на высоте 200 метров пять больших кругов, одну восьмерку, продержавшись в воздухе 11 минут.

Громкие продолжительные аплодисменты провожали молодого летчика каждый раз, когда он пролетал над аэродромом. С автомобилей, заполненных дамами, бросали вверх цветы. Опустился он круто и быстро.

Фарман / авиару.рф

Затем аппарат снова установили и под звуки оркестра Агафонов с поручиком Башкадыкларского полка Миримановым снова отделился от земли, но вдруг остановился... Это было в 8 час. 27 м. вечера, когда солнце уже скрылось, а на аэродроме загорелись костры. Оказалось, что порвалась проволока руля глубины. Ее быстро исправили, завели пропеллер, и "Фарман" поднялся на 60-70 метров и стал описывать красивые круги при освещении луны и больших костров. Одно время аэроплан, направившись в сторону казарм, скрылся из виду, а потом возвратился и понесся на огни фонарей Кузнецовских дач.

Аппарат продержался в воздухе 8 минут. Поручик Мириманов был приветствован своим начальством.

Совсем темнело, когда на "Фарман" сел местный авиатор Шпрингенфельд. Публика уже стала расходиться, поехали автомобили. Местный летчик оказался весьма опытным и смелым. Он достигал при ночном освещении до 100 и более метров высоты, описывал большие круги и восьмерки, на поворотах круто опускался и опять поднимался, как большая ночная птица над кострами, над кладбищем, военным городком и, наконец, плавно спустился на аэродром, приветствуемый криками "браво" и аплодисментами.
В 9 час. вечера спуском Шпрингенфельда закончились первые полеты на новом аэродроме".

С верой в будущее

На следующий день в аэроклуб пришла телеграмма от великого князя Александра Михайловича: "От души поздравляю, искренно радуюсь открытию аэродрома, благодарю за добрые слова. Бог в помощь саратовскому аэроклубу".

Это был ответ на телеграмму Боярского следующего содержания: "В знаменательный для саратовского аэроклуба день открытия аэродрома собравшиеся на торжество после молебствия о здравии Государя Императора и Вашего Императорского Высочества, восхищаясь смелым полетом Агафонова, твердо верят в великое будущее авиации в России и счастливы будут, если находящийся под высоким Вашего императорского Высочества покровительством саратовский аэроклуб даст новых летунов, чтобы они хорошо исполнили свое большое и трудное дело".

Петр Боярский / wikimedia.org

Пришла на имя Боярского телеграмма и от командующего войсками Казанского военного округа генерала Зальца: "Бог в помощь благому начинанию, глубочайшая признательность в лице вашем всему составу саратовского аэроклуба и авиатору Агафонову. Искренно желаю полнейшего успеха и благополучия доблестным офицерам".

Обе телеграммы были зачитаны во время банкета, который состоялся в гостинице "Россия" в честь почетного гостя Александра Агафонова. Ведь он приехал не только для того, чтобы полетать. Он согласился на предложение саратовцев преподавать в авиашколе. В ней решили обучать не только членов аэроклуба, но и офицеров 47-й пехотной дивизии, которая дислоцировалась в Саратове.

«Как только ученики аэроклуба получат дипломы на звание летчиков, как только я увижу хотя бы двух офицеров, умеющих летать на аппаратах тяжелее воздуха, и почувствую, что дело авиации в Саратове стоит прочно, то немедленно выпишу из Парижа самый совершенный аэроплан "Ньюпорт"»
, – пообещал член совета аэроклуба, владелец табачной фабрики Левкович-младший.

Причем командир дивизии генерал Болотов предложил занятия для офицеров проводить в летнем военном лагере в Татищеве. Главное учебное "пособие", аэроплан "Фарман", планировалось переправить туда на следующий день, 17 июля, но Агафонов предложил не откладывать и нанести неожиданный визит потенциальным учащимся авиашколы сразу после банкета. Что и было сделано.

Об этом и о первых шагах первой саратовской авиашколы – в продолжении историй.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-08-20/7712.html