ФОКУС ГОРОДА 10:46, 15.09.2020

Травля XXI века. Психологи дали советы жертвам школьного буллинга

Где кончается стёб

На прошлой неделе проблема буллинга в школах обсуждалась на площадке мультимедийного центра "Известий". Эксперты искали ответы на вопрос о том, почему школьную травлю невозможно остановить без взрослых. Клинический и кризисный психолог программы "Травли.нет" фонда "Журавлик" Мария Зеленова подтвердила, что если речь идет об агрессивном давлении, преследовании в детском коллективе, то собственными силами жертва с этим справиться не может.

"Есть обязательный элемент привлечения других детей. Это не конфликт, когда стороны более или менее равны, здесь всегда есть перевес в сторону власти, веса в обществе, в коллективе. И эта сильная сторона подтягивает остальных участников, чтобы производить агрессивные действия вновь и вновь", — говорит Зеленова.

Буллинг имеет свойство подпитывать сам себя и от этого разрастаться в масштабах. Во-первых, не каждый педагог готов внимательно следить за отношениями между детьми в классе и не каждый знает эту беду в лицо. Призер конкурса "Учитель года-2018", учитель истории и обществознания гимназии N9 городского округа Химки Григорий Назаров заметил: "Нам достаточно сложно провести границу между стебом, как говорят современные дети, и систематически повторяющейся травлей. И в этом смысле в каждой конкретной школе необходим психолог".

Но и это не всегда решает проблему. Мария Зеленова признала: "Очень часто у школьного психолога размыт функционал. Иногда специалисты приходят после вуза и занимаются тем, что рисуют с детьми стенгазеты или ставят номера. Или пробуют что-то делать, но не очень корректно, и в итоге больше вредят, чем помогают".

Психолог привела в пример опыт школ Швеции, Англии, США. Там отдельные специалисты постоянно оценивают уровень групповой сплоченности, следят за детьми из группы, замеряют степень напряженности для того, чтобы вовремя отреагировать на ситуацию. В Штатах даже постоянно меняют состав класса.

"Это делается намеренно, чтобы у детей была возможность знакомиться с новыми людьми и не формировать предвзятого отношения друг к другу. Чтобы всякий раз сбиваться в стаю и демонстрировать свои лучшие стороны", — комментирует специалист.

К слову, и родители в борьбе с буллингом могут быть "слабым звеном". Эксперт программы "Травли.нет" рассказала: "Когда мы приходим к класс, где есть буллинг, и нас просят провести тренинги, занятия, мы встречаем огромное сопротивление со стороны родителей. Даже учителя часто не против, но бунтуют родители. И собрать со всех подписи, договориться бывает очень сложно, это становится большой и кропотливой работой".

Григорий Назаров подтвердил, что самыми активными противниками новых форм обучения не редко становятся именно мамы и папы.

При этом родители и педагоги в случае, если в класс приходит враг — буллинг, начинают перекладывать ответственность друга на друга. Школа — на семью, а родители — на учителей и на детей.

Есть практика замалчивания проблемы ("наша школа лучшая, у нас такого быть не может"). Запущенное же психологическое давление может завершиться плачевно — от мести сверстникам до попыток подросткового суицида.

"С такими случаями часто обращаются, к сожалению, — подтверждает психолог. — Это грустная и печальная история. Это острая кризисная ситуация, в которой ребенок доведен до крайности. Он обязательно должен проходить психотерапию. Родители часто вынуждены делать перерыв в обучении. Не просто переходить в другую школу, а ждать пока ребенок восстановится и придет в себя. И это уже не попытка влить его в тот коллектив, где ему настолько плохо, что он готов проститься с жизнью".

Ад в родительских "чатиках"

Нельзя сказать, что в этом направлении совсем ничего не делается. Недавно в соцсетях были опубликованы образовательные ролики о буллинге для учителей. Пока их два, но всего планируется создать и выпустить 6 мини-фильмов о травле в школе. Это совместный проект благотворительной организации "Журавлик" и Mail.ru Group.

Директор по социальным проектам Mail.ru Group, руководитель проекта Добро Mail.ru Саша Бабкина пояснила: "Почти год назад мы учредили в России день борьбы с кибербуллингом — это 11 ноября. Мы начали заниматься этой темой потому, что являемся интернет-компанией. Но затем мы поняли, что невозможно отделить кибербуллинг от того, что происходит в офлайн. И если мы говорим о детях, то необходимо работать по этой теме и с учителями".

Текст в роликах читает заслуженная артистка РФ Мария Аниканова, она тоже принимала участие в обсуждении за круглым столом.

Борьба с детским буллингом вслед за самим явлением постепенно перемещается в интернет. Для распространителей просветительского контента это результативно (широкая аудитория и не надо требовать подписи со слушателей), а для пользователей — доступно.

А вскоре на YouTube выйдет урок от программы "Травли.нет" и фонда "Журавлик", посвященный "родительским чатикам". "Мы получаем очень много запросов от родителей. Бывает, что дети между собой все уладили, а вот родители продолжают междоусобицы в своих "чатиках". И травли там бывает не меньше", — объяснила Зеленова.

Опять же в сети авторы программы опубликовали "антибуллинговую хартию". Это универсальный свод правил, которые помогают администрации школ, родителям и детям грамотно вести себя в разных сложных ситуациях и системно бороться с травлей.

Причем, как говорят активисты, регионы тоже не остаются без внимания антибуллингового движения. Хотя и приходится им очень непросто. "Мы много взаимодействуем с региональными НКО и знаем, насколько тяжело коллегам. Даже не из-за консерватизма или неприятия, а из-за того, что ресурсов нет. И все зиждется на очень серьезной мотивации конкретных людей, на их внутреннем огне, на желании менять мир во что бы то ни стало и несмотря ни на что", — говорит Зеленова.

В саратовском профессиональном сообществе психологов подтверждают, что некоторые специалисты, действительно, вовлечены в эту работу. Но говорить о заметных масштабах движения в регионе пока не приходится.

Не обращаться к обидчику

Участники круглого стола дали советы родителям, как вести себя в случае обостренного детского буллинга.

Во-первых, психологи просят мам и пап поддержать ребенка. "Не бросаться с обвинениями и не искать, в чем именно он был не прав. Ну да, ты у меня такой, поэтому так получилось. Это перекладывание ответственности на ребенка. Он тогда может закрыться и уже ничего не рассказывать. Важно понимать, что буллинг — это групповая история и жертвой может стать абсолютно каждый. Совершенно не важно, есть у него склонности к тому, чтобы стать жертвой или нет, какой он и как выглядит. Потому что склонность к травле есть у группы, а не у одного конкретного человека", — объяснила эксперт программы "Травли.нет".

Специалисты уточняют, что поддержка нужна и тому ребенку, который оказывал давление. "Его надо поддержать с точки зрения того, что чувства, которыми он руководствовался, ту правду, которую он отстаивал, на самом деле, можно в какой-то степени понять. Потому что зачастую в буллинге есть какая-то своя правда. Но необходимо высказать свое категорическое несогласие с методами. И дать ему возможность понять, что выбор инструментария есть. И это не клеймо — ты теперь маньяк. И дальше учить ребенка по-другому добиваться того, что он хочет".

Во-вторых, надо обратиться к психологам. В-третьих, поставить в известность классного руководителя: "Даже если вы со своим ребенком все решили, на этом не может все останавливаться, потому что, опять же, буллинг является групповым процессом. Если мы оттуда изымем одного ребенка, все продолжится".

В-четвертых, начать общение с родителями других детей и обязательно в доброжелательной форме. "Родителям жертвы ни в коем случае нельзя идти с разборками к самому булли. Родители действуют всегда только в рамках своей иерархии и выясняют отношения только с другими взрослыми. К обидчику ребенка напрямую обращаться невозможно. Это неправильно ни с этической точки зрения, ни с уголовной", — говорит специалист.

Наконец, принимать взвешенные решения. "Если ребенок четко и ясно говорит, что не хочет ходить в школу, договориться с ним не получается, он отвергает все предлагаемые варианты, то какой смысл его насиловать? Это насилие ни чем не лучше буллинга. Надо договориться со своим родительским эго и понять, что переход в другую школу облегчит жизнь и страдание родителей и ребенка. Важно понимать, что цель — образование и чтобы ребенок был счастлив. Если мы исходим из этого, тогда становится понятно, что мы делаем", — подытожила Зеленова.

Нарциссическая травма

Саратовский психолог Анна Тычкова рассказала в свою очередь о том, как не вырастить в своей семье жертву буллинга. Она соглашается, что иногда агрессия группы обрушивается на человека, который, казалось бы, не транслирует виктимного поведения (поведение жертвы). И все же оно имеет свои признаки и характеристики, которые дают некий посыл вовне, на который может откликаться какой-либо человек или группа людей.

Итак, воспитать жертву буллинга можно, если постоянно нарушать личностные границы ребенка. "Иногда родители подростков, которые жалуются на их "неудобное поведение", на совет психолога соблюдать личностные границы отвечают, что между родителями и детьми не должно быть границ. Я отвечаю, что тогда они рискуют тем, что их ребенок может оказаться жертвой насилия. Ведь человек привыкает, что его границу нарушают и считает это нормой. Например, личностной границей является наше тело, оно отделяет нас от других. И если я привыкаю, что кто-то может мое тело без моего согласия хватать, тискать, жамкать, чмокать, целовать, обнимать, даже если это по-доброму, то это формирует внутреннюю убежденность, что это нормально. И ничего, что меня внутренне корежит, но я терплю. А потом во взрослой жизни (ничего же не меняется глобально) происходит то же самое. Если мы говорим о девочках, девушках, тогда за этим может последовать какое-то насилие в отношениях, в том числе, сексуальное насилие. И у мальчиков то же самое. Или у них может формироваться история о том, что я тоже так могу. Тогда есть гипотетическая возможность воспитать автора насилия".

Жертва буллинга может вырасти и в семье, где родители транслируют жертвенное поведение, то есть, негативно воспринимают и рассуждают о жизни, не отстаивают свою позицию в конфликтах, во всем винят окружающих и обстоятельства. "Если я как родитель так живу и такое транслирую, то, скорее всего, мой ребенок будет жить так же. Он может и рад по-другому, но другой модели у него перед глазами не было", - объясняет психолог.

Анна Тычкова рассказывает, что объекты буллинга еще долго потом испытывают негативное влияние травли. "Дело в том, что жертвы буллинга получают, есть такое понятие в психологии, нарциссическую травму. Когда травмируется та часть нашей психики, которая отвечает за желание и возможность быть успешным, достигать, быть принятым, чувствовать про себя, что я хороший, я достоин, я соответствую той части сообщества, где нахожусь. Тогда человек не может себя реализовывать".

Саратовский психолог, психиатр Алексей Старцев добавляет, что после тяжелейшей психологической травмы (которая порой осложняется вполне физическими) жертвы травли могут впоследствии стать агрессорами. Их психика, к слову, тоже травмируется.

"Это ужасный опыт, кода самые темные силы агрессии, ненависти, жестокости, подавления вырываются на свободу. Ведь они заложены в каждой человеческой особи, но нормальное социальное воспитание, традиции подавляют их. И потом эти люди могут совершать поступки, за которые, безусловно, понесут наказание. Если не сегодня, то завтра. Бесследно это не пройдет", — отметил эксперт.

pomoshbaby.ru

Новые краски вечных отношений

Алексей Старцев замечает, что травля в детских коллективах всегда была и будет. Правда, в последние десятилетия она приобрела несколько особенностей. Например, буллинг, если можно так выразиться, оцифровался.

"Даже если это не интернет-травля, это обязательно выкладывается в соцсети, показывается. Им порой не важна даже сама травля, а важно чем-то прославиться. А в случае плохого воспитания, прославиться пытаются даже таким негативным поведением", — говорит психолог.

Вторая особенность заключается в том, что авторами травли становятся девушки: "Лет 30-40 назад буллингом в основном занимались мальчишки. А сейчас все толерантно, все фифти- фифти. А порой девчонки даже превосходят молодых людей".

Третья особенность — мишенью травли становятся учителя. "Раньше по большей части это было табу", — вспоминает Старцев. Впрочем, в других случаях учителя, напротив, становятся "организующим ядром" буллинга, замечает эксперт: "Собственно, такие факты были, и они описаны. Когда учитель показывает недовольство ребенком или недовольство своей жизнью и выливает все на ребенка. Например, кто-то не сдал деньги на мероприятие, которое организовывает учитель".

При этом еще один признак нашего времени — дистанционное обучение, по мнению собеседника "СарБК", на общую картину с буллингом не влияет.

"Даже во время дистанционного обучения может быть проявление негатива. Кого-то обидеть, оскорбить. Разве что в этом случае исключается возможность физического контакта", — рассуждает эксперт.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-09-15/7742.html