ФОКУС ГОРОДА 20:47, 18.12.2020

Темы недели: разгон зампредов, затаившийся инвестор, возрожденный "Конфэшн"

Вышли из фавора

Мнение редакции

В саратовских органах власти продолжается хаотическая (по крайней мере, так кажется со стороны) тасовка кадров и должностей. Правительство региона на этой неделе лишилось сразу трех зампредов. Все они были понижены до обыкновенных министров. Так, бывший первый зампред Вадим Ойкин стал просто министром финансов, Сергей Наумов — министром труда и социальной защиты, Ирина Седова возвращена в кресло министра образования.

Фото: профиль Седовой в Instagram

Должности двух зампредов (которые раньше занимали Ойкин и Наумов) вообще ликвидированы. Самое забавное в этой ситуации, что еще две должности зампредов остаются вакантными — одну из них покинул Роман Бусаргин при назначении председателем правительства, вторую чуть ранее — Алексей Стрельников, когда ушел править Энгельсом. Таким образом, единственным действующим зампредом остается Василий Разделкин. Это едва ли не самый таинственный чиновник в правительстве, потому что никому точно неизвестно, чем он там занимается. Ранее он курировал строительство аэропорта "Гагарин", но тот уже построили. В начале пандемии он руководил производством и заготовкой масок. Теперь ему вроде бы поручили Центр управления регионом — портал, на который стекаются все жалобы населения на власть. Нужна ли для всех этих дел высокооплачиваемая должность?

Фотобанк СарБК

Отметим, что министры-зампреды появились в правительстве относительно недавно, например, Наумов и Седова — только в апреле этого года. Тогда говорилось, что это должно повысить эффективность работы органов власти... Что же, эффективность оказалась недостаточной? Или эксперимент признан неудачным? Да и вообще, после всех этих пертурбаций рождается логичный вопрос — а зачем вообще нам должности зампредов, если их отсутствие ничего не меняет?

Все трое чиновников в последние месяцы подверглись дисциплинарному взысканию в виде выговора: Седова и Наумов – за срыв аукционов на строительство детсадов по нацпроектам (долго не могли найти подрядчиков). Ойкину досталось на орехи буквально месяц назад – когда выяснилось, что минфин не смог найти деньги на установку компьютерных томографов, и они простояли несколько месяцев без дела. Впрочем, все прекрасно понимают, что в этих случаях они стали "крайними", и чтобы выговор стал понижением, нужны как минимум более системные просчеты и недоработки. В общем, ситуация с чиновниками в области все больше напоминает какие-то дворцовые перевороты — кто-то вдруг входит в фавор, кто-то из него стремительно вылетает.

На фоне постоянной чехарды функционеров уже не кажется странным уход из областной думы Ивана Дзюбана, которого только в мае этого года поставили руководить социальным комитетом парламента и целой фракцией "Единой России".

Товарищи Дзюбана говорят о его серьезном управленческом опыте, хотя его биография говорит об обратном: он строил свою карьеру только по партийной линии и ни в органах исполнительной власти, ни в местном самоуправлении не работал. А теперь станет отвечать за всю соцсферу Энгельсского района. Ничего удивительного, если через несколько месяцев мы увидим его в том же правительстве.

Мнение эксперта

Александр Пантелеев, политолог

Смотрите, какой интересный ход: сократили должности заместителей председателя правительства – громкие какие названия! Есть, чем перед Москвой отчитаться. Всегда можно сказать: а мы трех зампредов оптимизировали, а вы? Но на самом деле эта оптимизация – формальность. Хотя меня нисколько не коробит то, что и Седова, и Наумов заняли посты министров. Они люди опытные, на руководящих должностях давно, хорошо владеют ситуацией в тех сферах, которые сейчас возглавляют. Кто еще может похвастаться таким опытом?
Того же я не сказал бы про Ивана Дзюбана. В отличие от той же самой Ваниной (Татьяна Ванина, предшественница Дзюбана в энгельсской администрации. – Ред.), которая долгое время работала в школе, у Дзюбана нет опыта работы ни в сфере образования, ни в сфере здравоохранения, которые он собирается курировать. Фактически единственный опыт организационной работы, которым он может похвастаться, это организация МГЕРовских "шуточек". Ну и назначили бы его руководителем управления по физкультуре и молодежной политике. Как мне кажется, этот не тот человек, который сможет поднять соцсферу Энгельсского района. Но он молодой, активный, такие нужны власти и партии.

Фотобанк СарБК

 Ковид все спишет

Мнение редакции

Правительство Саратовской области уже начало подводить итоги 2020 года и, конечно, хвалить себя за достижения. И если в социальной сфере действительно есть что показать (правда, в основном, за счет федеральных средств, приходивших по нацпроектам), то в экономическом отношении чиновники неизменно пытаются состроить хорошую мину при плохой игре. Но в этом году бедность достижений в этой области как-то по-особенному очевидна, так что даже официальные отчеты пугают своей пустотой.

Вот, к примеру, озвучена информация о том, что на данный момент за счет инвестиционных проектов в области создано 300 рабочих мест. Только вдумайтесь в эту цифру. В два раза больше рабочих едва не осталось на улице из-за проблем у одной только кондитерской фабрики. В целом по году должно быть создано аж 750 мест, будут реализованы 35 проектов на общую сумму 17 млрд рублей. Любопытно будет взглянуть на то, как финальная цифра превратится в 90, а то и в 100 с лишним млрд. Как обычно в таких случаях, статистики наскребут по сусекам, включат, например, какие-то крупные проекты с госучастием.

Список самых крупных завершенных инвестпроектов региона в этом году выглядит так — запуск хладобойни, организация линии по выпуску пластиковых компонентов для ж/д-креплений, строительство четвертой солнечной электростанции. Как говорится, оцените масштаб.

Конечно, результаты плохой работы в этом году можно попробовать списать на коронавирус. Мол, из-за сокращения денежных потоков подзаморожены по-настоящему крупные проекты. Но, опять же учитывая ситуацию, могло быть и хуже. И сразу начинает казаться, что и эти скудные результаты достигнуты не кое-как, а вопреки.

Конечно же, по отчетам чиновников, область с каждым годом выглядит для инвестора все привлекательнее. Мол, иностранные собственники предприятий еще не все разбежались. И места в рейтингах чуть подтянулись: 33-е по состоянию инвестиционного климата против 44-го в 2019 году, 27-е - по инвестпотенциалу (годом ранее также 27-е) и 33-е по инвестиционному риску (было 36-е). Новый аэропорт построен, после передачи дорог на федеральный уровень региональные трассы превратятся в современные автобаны. Так что вот закончится пандемия — заживем!

Мнение эксперта

Наталия Панферова, председатель Саратовского регионального отделения "Опоры России"

Я бы не сказала, что Саратовская область такая уж непривлекательная для инвесторов. У нее просто потенциал пока не раскрыт. К тому же, для меня инвесторы — это все, не только иногородние компании, но и те предприниматели, кто живет в нашей области.  Я часто общаюсь с другими регионами: ну не самая худшая у нас область. Пандемия сильно подкосила. Уж насколько я берегу своих сотрудников… У меня люди работают по 10, 15 и даже 20 лет. И то из них кто-то ушел. Очень тяжелый момент. Радость такая великая, что вообще кто-то открывается. Посмотрите на рестораторов. И это даже заслуга не наших местных властей. У рестораторов был локдаун 3 месяца, в соседней Пензе не было локдауна, и сотрудники помчались туда. Рестораторам сейчас очень трудно. Какие вообще новые рабочие места? Дай бог эти сохранить. Люди взяли субсидию по 2%, чтобы сохранить рабочие места. Но они лоб могут расшибить, но не сохранить эти места…
Что касается инвестиционных проектов, то среди них есть очень интересные, они разовьются. Потенциал области огромен, надо улучшить работу в муниципалитетах, на местах. В самом правительстве молодая команда, и, как мне кажется, они очень неплохо работают.

Колбасу макнули в шоколад

Мнение редакции

Кондитерская фабрика "Саратовская", которая 26 октября ушла в режим простоя, возобновила свою работу. Сценарий, предсказанный экспертами "СарБК", реализовался даже быстрее, чем можно было ожидать.

Чуть раньше стало известно, что площадку взял под свое крыло концерн "Дубки". На этой неделе власти рассказали о запуске линии мучных изделий (вафли и крекеры), до конца года планируется возобновить производство конфет. Интересно, что в октябре-ноябре бросившиеся помогать заводу представители власти заявляли, что производство не остановлено, а заказы продолжают отрабатывать. Как видим, это было сказано только для успокоения.

Конечно, это вовсе не означает, что АО "Консар" спасли от банкротства, скорее, наоборот. Юрлицо завода теперь можно будет в ускоренном режиме банкротить, в том числе для того, чтобы списать безнадежные долги. Судя по информации правительства, работников на предприятии сейчас переоформляют, то есть переводят в другое юрлицо, которое и будет работать на заводе. Такую же схему ранее провернули с "Тролзой" — на площадке еще одного бывшего производства группы "Букет" сегодня работает новое предприятие, а старую юридическую оболочку терзают в судах.

Радует то, что "инвестор" для фабрики нашелся быстро и то, что он — местный. Смена собственника, судя по всему, не будет грозить региону потерей налогов. Об оптимизации производства и штата тоже пока не говорят. Единственное, что беспокоит, - то, что "Дубки" ранее вроде бы не проявляли интереса к кондитерским активам, по крайней мере, публично. Насколько заинтересован концерн в развитии "непрофильного" актива? Не дали ли ему его "в нагрузку"? Будем надеяться, что эти сомнения будут со временем развеяны.

Мнение эксперта

Сергей Лисовский, председатель общественного совета при министерстве промышленности и энергетики региона

Рынок у нас достаточно нестабильный, поэтому дальновидные руководители зачастую вкладывают в разные направления. С этой точки зрения решение комбината "Дубки" инвестировать в кондитерскую фабрику мне кажется стратегически верным. При колебаниях на рынке это поможет им быть более устойчивыми. Конечно, мясопереработка и производство кондитерских изделий – это совсем разные направления, но хочу обратить внимание, что они оба относятся к пищевой промышленности. Инвестор хорошо знает рынок, его тенденции. Сам в пищевой промышленности давно и ведет эту деятельность успешно, имеет большой опыт. Мне кажется, это сотрудничество может иметь успех.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-12-18/7851.html