ФОКУС ГОРОДА 10:33, 30.12.2020

Падения и взлеты 2020-го. Заметки киномана

Справедливости ради надо отметить, что в начале года российское кино впечатляло. Не качеством, а количеством собранных денег. "Холоп"  Клима Шипенко с Милошем Биковичем в главной роли вышел в конце декабря 2019, но его основной прокат пришелся на два до-ковидных месяца. Отчасти поэтому он и собрал 3,2 миллиарда рублей, побил рекорд "Движения вверх" и стал самым кассовым российским фильмом. Он легко и непринужденно обогнал январское "Вторжение"  Бондарчука (сиквел его же "Притяжения") на два с лишним миллиарда.

В феврале на большие экраны успело выйти единственное кино по комиксам в этом году — "Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн" с Марго Робби. Ещё до пандемии успела пройти 92-я раздача "Оскаров". На ней случилось историческое событие — награда за лучший фильм ушла "Паразитам", фильму на корейском языке. До этого кино не на английском получало награду только как лучший иностранный фильм. А "Паразиты" забрали и ту, и другую, и ещё парочку прихватили.

klevo.net

Это было первой ласточкой (на самом деле, нет) новых критериев инклюзивности, которые в конце лета Американская киноакадемия официально ввела  для фильмов-номинантов. Это про минимум одного "цветного" актера/актрису в главной роли/ведущей роли второго плана и 30% женщин, представителей какой-то расовой или этнической группы, ЛГБТ, людей с ограниченными возможностями на втором плане. Основная сюжетная линия или тема фильма должна быть сфокусирована на этих же группах, или они должны занимать, как минимум, две творческие руководящие должности при производстве фильма.

В наших краях это почему-то обеспокоило громких людей в Интернете, любящих кричать про излишнюю толерантность. Но оскаровские фильмы соответствуют необходимым двум критериям из четырех уже лет десять, если не больше.

В отличие от блокбастеров. А им в этом году пришлось туго. У нас кинотеатры закрыли в конце марта, примерно в одно время с остальным миром (не считая Китая, где всё закрылось раньше). Из-за этого перенесли прокат "Мулан", "Черной вдовы", новой части бондианы, "Тихого места 2", "Форсажа 9", "Дюны", "Смерти на Ниле", "Годзиллы против Конга", приквела "Kingsman". В общем, все крупные премьеры. Два из них вышли осенью и провалились в прокате. Сначала "Мулан", а потом и "Довод". 

fiamma.kg-portal.ru

Последний фильм Кристофера Нолана вообще стал провалом года в финансовом плане. Он собрал всего 57 миллионов долларов в США (это ничтожно мало для дорогущего блокбастера) и 361 миллион по миру. Учитывая отчисления кинотеатрам, он даже не отбил собственный бюджет.

На этом месте студии ужаснулись и отложили все свои премьеры до светлого будущего. Так Нолан подставил кинотеатры. А потом их подставил стримминг HBO Max и студия Warner Bros., которая им владеет. Они планируют в следующем году выпускать все свои важные премьеры на стриминге день в день с релизом в кинотеатрах. Именно так на западное Рождество вышла "Чудо-женщина: 1984".

Это может кардинально изменить киноиндустрию. Окно между премьерой и появлением на стриммингах давало возможность заработать не только кинотеатрам, но и продюсерам и студиям-производителям фильмов. Они получали процент от продажи билетов. Что и как они будут получать сейчас, пока не ясно.

Но сейчас все выглядит так, словно будущее за стриминговыми сервисами. И какое будущее! Гонка на выживание между Netflix, Hulu, Amazon Prime, Disney+, HBO Max и рыбкой помельче.

Пока впереди Netflix с 200 миллионов подписчиков. У них добавилось 26 миллионов за первые полгода 2020, потом темп замедлился, но ещё почти десяток миллионов они все же набрали. Потому что именно этот стриминг сейчас лидирует по количеству хитов: сериалы "Ход королевы/Ферзевой гамбит", "Ведьмак", "Тьма", "Неортодоксальная", документальный сериал "Король тигров", свежий сезон "Короны", "Призраки усадьбы Блай", второй сезон "Полового воспитания", испанский "Бумажный дом" и, кстати, отечественная "Эпидемия". И это только сериалы. Среди их хитов в формате полнометражных фильмов как минимум два потенциальных номинанта на "Оскар" (который в следующем году будет в апреле, а объявят номинантов в марте): "Суд над Чикагской семеркой" и "Манк".

dmkino.com

На втором месте пока Amazon Prime с сотней тысяч подписчиков. Но они в этом году больше были заняты онлайн-торговлей, чем премьерами. Поэтому их главный хит — "Борат 2".

Им на пятки старательно наступает мышиная империя. Disney+, до сих пор почему-то недоступный в России, набрал 86,8 миллионов пользователей за год. У них ставка идет на уже существующий контент. Тем не менее, они тоже выпускали премьеры: мюзикл "Гамильтон", "Мулан" (в Штатах она вышла сразу на стриминге), второй сезон "Мандалорца" и новый мультфильм Pixar "Душа".

Сервис Hulu тоже принадлежит Disney, и на нем вышли такие сериальные хиты, как "Великая" и "Нормальные люди". Плюс внезапный ромком года "Зависнуть в Палм-Спрингс".

Ситуация оказалась такой благоприятной, что ей сумели воспользоваться даже российские стриминги. Хотя почему "даже"? Они заслужили свой успех, потому что работали над качеством оригинального контента и разумно воспользовались свободой, которая существует в интернете (по сравнению с эфирным тв). Главный отечественный хит 2020-го — сериал "Чики". Его живая русская речь и неотфотошопленная реальность российской провинции может обитать только на more.tv и других стриминговых платформах.

ulan.mk.ru

Ещё из заметных сериалов у нас вышли: "Перевал Дятлова" (Premier), "Псих" (more.tv), "Просто представь, что мы знаем" (КинопоискHD). И не будем забывать про новый сезон "Смешариков"!

Причем, российские сериалы продемонстрировали хорошие результаты в условиях конкуренции с западными. А вот у российского кино не было никакой конкуренции, когда в конце августа-начале сентября по всей стране начали открываться кинотеатры. Все крупные западные премьеры отменили. Казалось бы, сейчас-то наши фильмы окажутся в прокате одни и соберут денег! "Довод"-то у нас неплохо собрал, даже со всеми ограничениями. Но никаких хитов не случилось.

Дело не только в пандемии, но и в недоверии публики к отечественному кино. Китайский прокат в схожей ситуации принёс 3 млрд. долларов за год. Это третья часть от заработка за 2019, но и тогда 10 из 15 самых кассовых релизов были местного производства.

Не то чтобы все китайские блокбастеры были изумительного качества. У них просто более закрытый от внешнего мира кинопрокат. Но и наши зрители с удовольствием идут на отечественное кино, если оно им нравится. (См. "Холоп", "Лёд" и "Движение вверх"). Если бы нынешней осенью в прокат вышло нечто подобное, результаты были бы. Хоть и не такие выдающиеся, как раньше.

Но самый приличный отечественный фильм "Спутник" вышел он-лайн ещё в апреле. "Стрельцов" показал ложное обвинение в изнасиловании, лишь бы только "обелить" героя. Но все равно не взлетел. Петрова оказалось мало, чтобы вытянуть очередное штампованное кино про советский спорт. "Вратарь галактики" — сплошное недоразумение, которое лучше сразу смотреть у Badcomedian. "Гудбай Америка" для любителей Нагиева. "Кольская сверхглубокая" особо энтузиазма у зрителей не вызвала. Зато Алексей Учитель вызвал раздражение у родственников и поклонников фильмом "Цой". Но в кинотеатры и на него никто не рванул. Самая громкая и смотрибельная премьера пока — "Серебряные коньки".

esquire.ru

Недоверие зрителей основано на горьком опыте, который постоянно подкрепляется. Хорошее кино при этом выходило. Но оно было фестивальное, и толпы на какого-нибудь "Китобоя"  с "Человеком из Подольска" не повалили бы и без пандемии. А вот у "Доктора Лизы" с приличной рекламной кампанией что-то могло получиться.

К слову о фестивальном кино. Ему в этом году тоже досталось. До пандемии успели провести Санденс, Роттердамский и Берлинский кинофестивали. Канны старательно не признавали реальность, но в итоге отменились. А вот Венецианский фестиваль всё-таки провели, хоть и с ограничениями. Отечественные "Кинотавр" и ММКФ перенеслись на осень и прошли вживую. Часть фестивалей поменьше попала в окно между волнами пандемии, а все, кто не успел, отменились на этот год или ушли в онлайн. С одной стороны, онлайн фестивали доступнее. С другой, это уже не совсем фестивали. Это какие-то краткосрочные стриминги.

Что год грядущий нам готовит? Без голливудских блокбастеров не останемся — их же перенесли. Но кино с огромными бюджетами будет меньше — снимать в новых условиях трудно и дорого. Посмотрим, что будет с кинотеатрами. Главное, что многим людям этот год показал, что зрелища нужны не меньше хлеба. Индустрия развлечений — не роскошь, а поддержка и опора в стрессовой ситуации. Не важно, смотрели ли вы новинки или пересматривали любимое. Главное, что вам было, куда сбежать от реальности 2020-го. Хотя бы на несколько часов.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-12-30/7859.html