ФОКУС ГОРОДА 11:29, 21.01.2021

Фигаро тут. После ограничений ТЮЗ открылся классической комедией Бомарше

Пьеса Пьера Бомарще "Безумный день, или Женитьба Фигаро" для своего времени была одновременно и очень скандальной, и суперуспешной. Публика во французских салонах приняла ее с восторгом. Но король Людовик XVI, усомнившись в цензурности, запретил ее постановку в театре. Бомарше решил было выкрутиться из ситуации, перенеся место действия в Испанию, но король вновь не дал добро. И только после возмущений публики, спектакль, наконец, был поставлен.

Первая постановка на профессиональной сцене состоялась в 1784 году в театре Комеди Франсез. Спектакль имел бешеный успех. На протяжении нескольких лет актеры играли ее практически каждый день, и каждый день в театре был аншлаг. Стоит ли говорить, что за последующие два с половиной столетия "Женитьбу Фигаро" ставили в театре или играли в кино бесчисленное количество раз по всему миру.

Фото Михаила Гаврюшова

В центре классического сюжета судьба молодого и энергичного юноши по имени Фигаро (Матвей Пташный). Он служит графу Альмавиве (Алексей Дьяконов) и собирается жениться на горничной Сюзанне (Ирина Петрова). Альмавива хочет вернуть прежний закон, согласно которому господин имеет право первой ночи с женой своего слуги. Сюзанна и Фигаро против этого и мечтают обхитрить графа.

Это не единственный любовный треугольник в доме. Графиня (Полина Ларина) все чаще замечает, что муж стал холоден к ней. За госпожой ухаживает ее крестник, паж Керубино (Никита Прилепский).

Экономка Марселина (Наталья Янкевич) и вовсе собирается замуж за Фигаро. Когда-то юноша занял у нее деньги, и в случае неуплаты обещал жениться. О самой Марселине мечтает доктор Бартоло (Степан Лябипов). Их связывают давние чувства и совместный ребенок, пропавший много лет назад.

Фото Михаила Гаврюшова

Студенческие спектакли принято ставить с множеством песен, танцев, максимально шумно, ярко и задорно. Максимум веселья, минимум драмы. В случае с классической комедией можно было пойти двумя путями. Либо попытаться сыграть ее хрестоматийно, в аутентичных декорациях, костюмах и с соответствующей музыкой. Либо оторваться по полной, смело осовременив ее, наполнив новыми красками, образами, смыслами.

В итоге же у студентов получилось что-то среднее. То есть актеры вроде бы носят исторические парики с буклями, но могут в любой момент их скинуть и щеголять в костюмах для фитнеса, сверкать мини, декольте и оголенными плечами.

Фото Михаила Гаврюшова

С наполнением сюжета тоже проблемы. Превратить "Женитьбу Фигаро" в мюзикл не получилось – танцев и песен было маловато. Актеры периодически скатывались в серьезность, которая им не особо удавалась. Ну и хронометраж премьеры вызывает вопросы. Три с половиной часа очень сложно удерживать внимание зрителя, каким бы великолепным ни был изначальный материал.

Поневоле сравниваешь этот дипломный спектакль со сказкой "Салтан", которые ученики Артема Кузина показали больше двух лет назад в ТЮЗе. В тот раз при трактовке всем известного пушкинского сюжета постановщикам как раз хватило креатива, а совсем юные актеры даже сумели воплотить все задумки в жизнь.

Фотобанк СарБК

Впрочем, и в "Женитьбе Фигаро" есть запоминающиеся моменты. Хорош исполнитель главной роли. Матвей Пташный – актер статный и обаятельный. Он не переигрывает, не выглядит напыщенно, но в то же время не оставляет сомнений в том, кто здесь центральная фигура. И даже с длинным монологом Фигаро, которым режиссер Кузин мог явно пожертвовать в угоду динамичности действа, Пташный справился очень прилично.

В целом новый спектакль ТЮЗа можно рекомендовать к просмотру. Истосковавшейся публике будет что пообсуждать и на кого посмотреть. А если в театре откроют буфет и постановщики решатся чуть сократить премьеру, послевкусие будет еще лучше.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-01-21/7873.html