В 2018-м известный писатель и поэт Дмитрий Данилов написал пьесу "Человек из Подольска". За короткое время это произведение приобрело статус чуть ли не культового. Данилов получил за него "Золотую маску", спектакли по пьесе поставили в театрах десятка городов, она же стала основой для одноименного фильма.
Столь ошеломительный успех можно объяснить легким, ярким слогом Данилова и необычным сюжетом "Человека из Подольска". По сути, все произведение – это допрос Николая Степановича Фролова (Александр Фильянов) в одном из московских отделений полиции. Он предъявляет паспорт и надеется, что правоохранители объяснят, что и где он нарушил, а еще лучше отпустят его. Но тут начинается самое интересное.
- Какова численность населения Подольска?
- Когда он стал городом?
- Какого цвета дверь в твоем подъезде?
- Что ты видишь, когда едешь на электричке на работу?
Полицейские сыплют подобными вопросами. Николай, мягко говоря, в шоке. Что это за такие полицейские-интеллектуалы? Почему они его не "прессуют", не вешают на него все нераскрытые убийства, не подбрасывают наркотики, наконец? Классическое "все менты - козлы" тут явно дало сбой. Бить его никто не собирается, подставлять тоже.
Есть, конечно господин лейтенант Михалыч (Валерий Малинин). Он добавляет ко всему просторечное "на" ("А ну-ка, на, быстро отвечай на вопросы, на!), и то и дело достает из кармана электрошокер. Но Колю он не тронет, а лучше заставит его потанцевать и спеть гимн Подольска.
Итак, результаты необычного допроса. Николай Фролов поступил на истфак по блату и ради диплома. Работает он редактором неизвестной и никому ненужной газеты, работу свою откровенно не любит. Любимая жена его бросила, сейчас он встречается с девушкой, которая ему не особо и нравится. У Коли есть хобби – он играет индастриал в собственной группе под названием "Жидкая мать". Успеха музыканты не имеют, и ездят на фестивали за свой счет. Свой родной Подольск он откровенно не любит ("Что там любить? Все серое, люди унылые"). Другое дело Амстердам, где он когда-то был с группой. Вот там счастье, настоящая жизнь, красота.
Привычные ответы Николая на все вопросы – я не знаю, не замечал, не смотрел, не помню, не интересовался. Живет он по инерции, как бы на автомате, почти как животные, выдают резюме полицейские. Фролов ноет, ноет и ноет и не делает ровным счетом ничего, чтобы что-то изменить. Полицейские работают с этим "клиентом" покруче любого психолога. Сначала похвалят, потом поругают, попытаются натолкнуть на интересную мысль. Огня всему происходящему в участке придает персонаж Сережа, то есть человек из Мытищ (Илья Ульянчев) – вечный двигатель и всегдашний позитив.
Премьеру "Человека из Подольска" очень ждали еще в конце прошлого сезона, но все карты спутал коронавирус. Режиссер Игорь Коняев решил усложнить и без того наполненный смыслом материал музыкальной составляющей. В итоге трагикомедия превратилась в полицейское кабаре.
По сути это полноценный театральный мюзикл. Валерий Малинин, Андрей Седов, Игорь Игнатов, Александр Каспаров, Александр Островной, Дмитрий Кривоносов, Эльвира Данилина – самая настоящая группа. Актеры сами поют и играют на гитарах, синтезаторе, аккордеоне, ударных. Никакой фонограммы, все вживую, отрепетировано до автоматизма, радует слух. При этом ведь еще надо поспевать за драматической частью. А иначе кто еще расскажет Коле Фролову, что в обыденном можно замечать прекрасное.
"Человек из Подольска" - это абсурдистская трагикомедия обо всех нас, это гимн всей российской провинции. Да, она не лишена гротеска. Безусловно, Амстердам лучше Подольска, спорить с этим бессмысленно. Но если жизнь пока дает тебе Подольск (читай - Саратов), то постарайся жить в нем так, чтобы не было противно для самого себя. Не любишь работу? Найди другую. Не можешь запомнить серый пейзаж за окном? Попробуй раскрасить его, вдруг получится. В конце концов, и в Амстердаме можно быть очень несчастным.