ФОКУС ГОРОДА 12:59, 02.03.2021

Модная классика в ТЮЗе. "Отцы и дети" сроднились с голливудским "Чужим"

Надежду на лучшее вселяло то, что спектакль Золотарь собирался ставить по инсценировке Адольфа Шапиро. Латвийский педагог и драматург когда-то заново переосмыслил классику Ивана Тургенева. Он, перечитав роман, вдруг понял, какие тайны тот хранит и почему на это не обращали внимания до него. В итоге вроде бы знакомые до буквы со школы "Отцы и дети" заиграли вдруг новыми красками, и театры десятками взялись ставить произведение именно в  инсценировке Шапиро.

На первое место безоговорочно выходит история Евгения Базарова (Руслан Дивлятшин). Но в этом прочтении он явно тяготиться своим трендовым нигилизмом. Шапиро, а вслед за ним и Владимир Золотарь, обнаруживают в Базарове сплошные противоречия. Студент-медик хочется быть новым, смелым, необычным, но всякий раз, как он демонстрирует эту новизну, его буквально разрывает изнутри, он себя будто насилует. Оказалось, что для Базарова вполне себе органичны и приемлемы те ценности, которые на публике он высмеивает и отвергает. Семья, честь, долг, доброта, но в  первую очередь любовь.

Фото Михаила Гаврюшова

ТЮЗ в этот раз вообще рассказывает в первую очередь про любовь. Как по-мужски скупо, но трепетно любят друг друга братья Кирсановы. Тонкий и душевный Николай (Алексей Карабанов) живет как бы под присмотром суховатого и строгого Павла (Алексей Ротачков). А Фенечка (Анна Соседова)! Невидимой нитью связывает братьев застенчивая крестьянка, и как радостно на душе от того, что в итоге все секреты разрешаются. Простодушный Аркадий Кирсанов (Алексей Анисимов) любит жизнь и всех вокруг, а еще вдруг обнаруживает в себе чувства к юной Катерине (Надежда Червонная). Базаров и рад был не терзаться из-за Анны Сергеевны Одинцовой (Марина Климова), но два этих страстных существа просто не дадут друг другу жить. Совсем другой любовью, боязливо-фанатичной,  любят Евгения Васильевича его милейшие родители (Александр Федоров, Марина Полозова).

Фото Михаила Гаврюшова

"Отцы и дети" - это вневременная история. Спор о ценностях разных поколений всегда вызрывоопасен, в каких бы декорациях это не происходило. Стиральная машинка, холодильник, большая плазма и даже наушники на голове у развязного слуги Петра (Владимир Егоров) не кажутся здесь чем-то инородным. Динамики придают задействованные по всему периметру сцены камеры, приходящее в движение само пространство ТЮЗа, высвечивающиеся на экране строки из тургеневского произведения. Все это выглядит модно и немного по-богомоловски, но язык не повернется назвать такую сценическую трактовку плагиатом. За счет подобных приемов трехчасовой спектакль смотрится легко. Правда, второе действие не в пример ярче первого, в котором излишне меланхоличный характер подчеркивает убаюкивающая фортепианная тема.

А что с "Чужим", спросите вы? Голливудский блокбастер с Сигурни Уивер главные герои периодически смотрят по телевизору в своем современном жилище. Конечно, когда Павел Петрович Кирсанов, одетый в "костюм в английском вкусе", за завтраком чинно разбивает серебряной ложечкой вареное яйцо, а в это время Фенечка наблюдает, как из одного "чужого" рождается множество мелких опасных тварей, в голове происходит взрыв. Но удивительным образом это не порождает вопросов к постановщикам. В конце концов, в каждом из нас сидит вот такой "чужой", главное не дать ему поработить себя, убить в себе все настоящее и чувственное.

Фото Михаила Гаврюшова

Премьера стала бенефисом сразу нескольких артистов. Из Руслана Дивлятшина вышел хороший Базаров. Этот угрюмый и презирающий все традиционное нигилист, на самом деле умеет и сострадать, и любить. Просто все эти чувства он настолько глубоко загнал вовнутрь себя, что теперь ему кажется, что их и вовсе нет. Дивлятшин-Базаров талантливо превращает собственную трагедию в настоящий психологический триллер. Хороша и пара Карабанов-Ротачков. Маститые актеры раскрылись с новой стороны, продемонстрировав, что хороший партнер на сцене это настоящий бриллиант. ТЮЗ ангажировал Алексей Анисимова, еще когда он был студентом, и не ошибся. Юный Эдди Рэдмен саратовского разлива способен как одинаково талантливо покривляться в дипломном спектакле, так и блеснуть в большой репертуарной постановке. Его Аркадий по-ученически правильный, но не лишенный открытого сердца и горящих глаз, в момент находит своих поклонников.

Если берешься за классику в XXI веке, будь готов сделать ее не скучно. Эксперимент ТЮЗа в этом плане практически образец для подражания. Смелость здесь не вызывает вопроса "зачем?", а профессионализм исполнителей заставляет рекомендовать премьеру к просмотру самой широкой аудитории театралов.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-03-02/7916.html