ФОКУС ГОРОДА 21:25, 02.04.2021

Темы недели: золотые яйца, автобусный кризис, в ожидании Путина

Деликатесная яичница

От редакции

В Саратове стали все чаще обращать внимание на растущие цены. Еще на прошлой неделе жители области начали тихо недоумевать по поводу ценников под яйцами. Когда было 80 рублей, они еще ворчали, но когда в одном из магазинов цифры подобрались 100 за десяток, недовольство выплеснулось в соцсети, а оттуда — в СМИ.

Разбираться со странными ценами власти пришлось уже на этой неделе. Вообще тема яиц — одна из любимых тем саратовских губернаторов. Валерий Радаев, например, раньше часто проверял, сколько они стоят, прогуливаясь по ярмаркам и рынкам. А еще требовал, чтобы регион производил миллиард штук яиц в год. Но губернатор как раз в этот момент ушел в отпуск, поэтому сесть на любимого конька ему не пришлось.

Самое интересное, что в области с конца прошлого года действует комиссия по мониторингу за ценами на социально значимые продукты (это после повышения цен на подсолнечное масло и сахар). Резкое удорожание яиц эта комиссия проморгала. Иначе бы мы мгновенно получили комментарий — мол, мы уже заметили, провели совещания, погрозили пальцем магазинам и производителям. Вместо этого комиссия собралась и начала "мониторить": приглашенный представитель "Магнита" сообщил, что яйца у них стоят 68,89 рубля (очевидно, речь идет о сорте C2). Как бы то ни было, судя по релизу, чиновники этими данными оказались удовлетворены. Хотя председатель правительства региона Роман Бусаргин и пообещал работать, чтобы "уменьшать цифры на ценниках", и заявил, что недопустимо "наживаться на товарах первой необходимости". Ему же принадлежит фраза о том, что комиссии как-то не к лицу узнавать о подобных фактах из СМИ.

Хотя, судя по методу мониторинга — пригласить и заслушать представителя магазина — ничего удивительно в том, что чиновники ничего не заметили. Остается только гадать, где же закупаются сами "мониторящие", что обычный визуальный способ им не доступен.

Сразу после яиц поступил сигнал о росте цен на картофель, о чем тоже упомянул Бусаргин. В общем, все по рецепту Александра Лукашенко — "только взялся за яйца, как сразу молоко пропало". А пользователи стали забрасывать соцсети фотографиями ценников по поводу и без повода — мол, посмотрите, сколько чай, сок и шоколад теперь стоят.

В своей своеобразной манере подорожание заметил даже Саратовстат: по его версии, яйца тоже оказались в лидерах роста цен за последнюю неделю – 2,7%. Самую большую прибавку в стоимости показали также морковь (6,7%), картофель (5,1%) и лук (3%). Продолжают дорожать конфеты, курятина, маргарин, подсолнечное и сливочное масло, рыба, сахар, сосиски и сардельки, сыр, сметана, молоко, чай, гречка, вареная колбаса, тушенка, молочные смеси для детского питания, макаронные изделия. В общем, непочатый край для мониторинга.

Кстати, официально причины тенденции так и не были озвучены. Наиболее правдоподобными из них кажутся "сезонный фактор" и повышение цен на зерно и комбикорма. Впрочем, что-то подсказывает, что и без предпасхальных спекуляций тут не обошлось.

Мнение эксперта

Александр Степанов, член общественной палаты области, экс-министр экономики
Как житель я заметил повышение цен. Я сам хожу в магазин практически каждый день, и вижу, что это происходит. Как экономисту мне трудно тут что-то сказать. Все-таки год мы прожили с пандемией. Наверное, все это отголосок тех событий, все еще продолжающихся. Что касается сельскохозяйственных продуктов, то объем производства вроде растет, но однобоко тут мы рассуждать вряд ли можем, потому что объемы растут, однако и затраты на производство растут тоже. Другие отрасли достаточно серьезно пострадали от введенных ограничений, и это сказывается и на тех сферах, для которых пандемия была менее губительной. В итоге пострадали все: и производители, и поставщики, и сетевики, и покупатели.

Юра, мы всё... раскопали

От редакции

Первый отряд космонавтов был сформирован в феврале-апреле 1960 года, то есть ровно за год до первого полета человека в космос. За 9 дней до полета было принято официальное решение о старте, а 8 апреля 1961-го – утверждено первое в истории задание человеку на космический полет.

У строителей Парка покорителей космоса были еще более сжатые сроки. Подготовка к 60-летию полета Гагарина явно и серьезно запоздала. Место приземления закрыли для работ только в июле 2020 года. С учетом зимы было понятно, что строители к торжественной дате вряд ли успеют, если не будут работать стахановскими темпами. Похоже, что так и будет.
Происходящее на стройплощадке не спешат показывать журналистам. Оно и понятно: те, кто там все-таки побывал, говорят, что в некоторых местах там еще, что называется, "конь не валялся". Космический корабль, который должен был уже выходить на орбиту, застрял где-то в стратосфере. Рабочие, которые должны были в эти дни сметать последнюю строительную пыль с дорожек, привинчивать таблички и вкручивать лампочки, еще вовсю копаются в земле, кладут асфальт, бурят и строят. По словам журналистов "Бизнес-вектора", на стройку года свезли внушительное количество техники и народа из самых разных строительных и сервисных компаний и предприятий Саратова и Энгельса, многие из которых к стройке никакого официального отношения не имеют.

Самое интересное, что даже если строители и успеют к 12-му, то жители всей этой красоты пока не увидят. Массовые мероприятия отменены в связи с коронавирусом. По крайней мере, такова официальная версия.

Неофициально источники, слухмейкеры и телеграм-каналы предполагают, что более реальными причинами сворачивания торжеств являются горящие сроки строительства (торжества хотели начать аж 10 апреля, а судя по всему, к тому моменту там будет самая горячая пора) и предполагаемый визит на место приземления президента России Владимира Путина. Доказательством этой версии выступает уже упомянутый отпуск Валерия Радаева — первый за 9 лет его губернаторства. Якобы 2 недели нужны ему, чтобы пройти самоизоляцию перед встречей с президентом (естественно, в пресс-службе главы региона эту информацию никоим образом не подтверждают)

Еще один слух — то, что в санаторий "Нива" в Марксовском районе, принадлежащий "Газпрому", якобы уже завезли представителей президентского пула, тоже для обязательной самоизоляции. Журналистам "Версии-Саратов" прибытие группы неких личностей, которые останутся на две недели, в заведении подтвердили.

Ожидание высокого визита заметно и по некоторой нервозности в рядах власти. Например, председатель правительства области Роман Бусаргин сегодня бросился опровергать слух из телеграм-канала о том, что из резервного фонда области якобы выделяются деньги на открытие Парка покорителей космоса. Чем только сделал рекламу телеграм-каналу и распространил этот самый "фейк" еще дальше.

Фотобанк СарБК

Мнение экспертов

Станислав Денисенко, депутат Саратовской облдумы (ЛДПР)
В любом случае мы ждем, когда парк достроят, когда откроют. Понятно, что пытаются к 60-летию приурочить. Но в целом, я, как житель Энгельса, всегда считал это место и событие, которому оно посвящено, знаковым и показательным. Оно вошло в века, и мы должны гордиться и радоваться, что Юрий Алекссеевич ветром или богом был снесен на Саратовскую землю. Всегда есть определенные сложности при реализации масштабных проектов, но все, что будет сделано на этом объекте сейчас и в будущем, достанется нашим потомкам.

Николай Бондаренко, депутат Саратовской облдумы (КПРФ)
На этом примере хорошо видно всю работоспособность и состоятельность действующей власти. О каких прорывах может идти речь, если мы элементарно за сумасшедшие деньги не можем решить вопрос. Самое печальное, что после того, как этот провал будет совершен, не будет никакой персональной ответственности для чиновников. На словах персональная ответственность есть, а на практике, на абсолютно позорном примере, мы увидим, что никто ее не понесет. С экранов телевизоров нам будут говорить, что все хорошо.

Фотобанк СарБК

Ожидательная позиция

От редакции

Редакция "СарБК" уже давно обращала внимание на проблемы с общественным транспортом в областном центре. И если к качеству обслуживания и автобусов все по необходимости привыкли, то вот ощутимое сокращение частоты движения автобусов по маршрутам, похоже, уже начало действовать людям на нервы.

После 20 часов жизнь в Саратове замирает. Чтобы дождаться нужного автобуса, нужно потратить 20-30 минут, а маршрутки — и 40. При этом даже большие автобусы приходят забитые народом, хотя, казалось бы, час пик уже прошел. Можно было бы списать это на раннюю темноту зимними вечерами, но по утрам даже в часы пик количество маршруток тоже заметно сократилось.

Такое ощущение, что перевозчики по инерции работают в "коронавирусном" режиме — когда пассажиропоток сократился, они уменьшили количество подвижного состава. И с тех пор оно так и не восстановилось. Гражданам приходится жаться друг к другу в салонах, а это, по нашему глубокому убеждению, гораздо больше способствовало распространению заразы, чем кафе и театры.

Власти от решения этой проблемы полностью устранились. И если еще в 2018 году глава города Михаил Исаев заявлял о том, что якобы договорился с перевозчиками, что они будут работать до 11 вечера, и высказывал мнение, что транспорт должен ходить до часу ночи, теперь от него таких заявлений не слышно. Анонсировалось и введение различных информационных систем, которые помогли бы человеку точно знать, когда придет тот или иной автобус — эти мысли тоже задвинуты в долгий ящик. Даже банальной информации о маршрутах и интервалах движения на остановках не появилось. Зато не так давно к столбам около них прикрутили уличные вещатели, из которых доносится всякого рода реклама.

Чиновники, судя по всему, стараются в дела перевозчиков не вмешиваться. Иначе они могли бы давно уже их проверить и расторгнуть с ними контракты, поскольку нарушений соглашений нашли бы выше крыши. Как показывают последние конкурсы, сфера пассажирских перевозок в городе является довольно конкурентной, на популярные маршруты заявляются 3-5 участников. То есть альтернатива есть. Но заставлять работать по правилам перевозчиков никто не хочет.

Фотобанк СарБК

Своего рода реакцией на ситуацию от мэрии стало объявление о том, что троллейбусы в городе теперь будут ходить дольше (с 6 до 23 часов) и чаще (уменьшаются интервалы) за счет того, что пополнился парк троллейбусов и введена вечерняя смена водителей. Новость, безусловно, положительная, но вот не всем троллейбусы помогут. В Юбилейный или Октябрьское ущелье они не ходят. Так что копите, граждане, деньги на такси.

Мнение эксперта

Денис Жабкин, блогер, член градозащитного совета при облдуме
Решение о расширении графика работы троллейбусов связано с тем, что у города появилась возможность претворить это в жизнь. В Саратов поступило 90 "московских" троллейбусов – их выпустили на линию, повысили зарплату сотрудникам – смогли набрать водителей. В отличие от частных автобусов и маршруток, муниципальный электротранспорт будет работать по тому графику, который ему утвердили. Что касается автотранспорта, то ему график утверждай – не утверждай, работать по нему частники не будут, объясняя, что "все равно после девяти вечера никто не ездит, а ради одного-двух человек совершать рейс невыгодно". Их или не контролируют, либо наказание за такие нарушения несущественное. На штраф в 1-3 тысячи рублей водитель за пару часов деньги заработает. Вот если бы за нарушение графика разрывали договор с перевозчиком или размеры штрафов были на порядок выше, был бы другой разговор.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-04-02/7944.html