ФОКУС ГОРОДА 13:14, 06.04.2021

Перепады давления. Саратовский бизнес не заметил снижения надзорной нагрузки

Если быть более точным, повод для неожиданной новости нашелся в документе под названием "Индекс административного давления". В нем сравнивались данные за 2019 и 2020 годы. Саратовская область, согласно этому докладу, стремительно улучшила свои позиции по административному давлению на бизнес: с последнего, 81-го места поднялась на 28-е. Омбудсмен объяснил, что такими успехами регион обязан "позиции губернатора, прокуратуры и уполномоченного".

В экспертном сообществе удивились заявленной в докладе тенденции и стали искать объяснение тому, что число организаций и индивидуальных предпринимателей, которые подверглись контролю, количество штрафов без проверок стали в прошлом году меньше, а доля предупреждений в общем числе наказаний – больше. Такое объяснение нашли в пандемии коронавируса, которая привела к снижению деловой активности и мораторию на проверки надзорных органов.

Впрочем, выясняется, что Титов привел в докладе выводы, сделанные в мае 2019 и 2020 года. Индекс административного давления традиционно высчитывается поздней весной по итогам предыдущего года. То есть за новость были приняты давно известные данные, фактически — показатели 2018 и 2019 годов. Получается, что тенденции уже как минимум два года. 

"СарБК" обратился за комментариями к бизнесменам и представителям общественности. Отметим, что некоторые предприниматели отказались говорить на эту тему. Например, один из собеседников информагентства заметил, что в стране любят муссировать прежние победы при отсутствии новых достижений. Некоторые опасались, что откровения о давлении на  бизнес, то есть резкие фразы о контролирующих органах и о власти, повысят это давление на каждый конкретный проект.

 

Михаил Петриченко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области

В 2019 году Саратовская область была реально признана лидером по снижению административного давления и в докладе президенту Бориса Титова было написано, что это руководство к действию для контрольно-надзорных органов по снижению давления на бизнес. Снижение нагрузки на бизнес произошло в основном за счет Роспотребнадзора, в некоторой степени — Ростехнадзора и Россельхознадзора.

Что касается мнений самого бизнеса, то кто-то почувствовал снижение давления, к кому-то пришли с проверкой и выявили нарушения, а кто-то нарушал в предыдущие годы и к нему с проверкой не пришли. Это трудно оценить конкретному бизнесмену. Ведь он не знает, что делается у соседа. И еще. Я четко знаю, что визит к предпринимателю с внеплановой проверкой связан с каким-то воздействием. Кто-то написал жалобу, кому-то что-то не понравилось. Очень часто проблемы бизнеса создаются другим бизнесом в рамках конкурентной борьбы.

Для того, чтобы удерживать эту тенденцию, у нас есть такое направление, как создание саморегулируемых организаций. В этом случае организация, в которую входят предприятия, в значительной части отвечает за взаимодействие с контрольными органами, резко сокращается число внеплановых проверок. И второе — это регулирование со стороны прокуратуры. Она стала в большем объеме проверять контролирующие органы, стало больше отказов по внеплановым проверкам бизнеса. Но не все органы контроля подвергаются надзору. Существуют те, которые в рамках защиты жизни и здоровья населения имеют право выходить на проверки без согласования с прокуратурой.

 Александр Чаплыгин, руководитель юридического бюро саратовского отделения объединения "Опора России", общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области

Подтверждаем факт того, что ситуация с давлением на бизнес движется в сторону сокращения. Нужно сказать, что пока многие предприниматели боятся из-за недоверия и страха озвучивать, давать обратную связь по поводу контактов с правоохранительными органами, боятся, что сделают еще хуже. Но в целом, ситуация улучшается.

Если говорить, о том, какие еще на сегодняшний день есть проблемы, то не теряет своей актуальности проблематика внеплановых проверок бизнеса. Поскольку законодательство устроено таким образом, что используя этот механизм, можно выйти за все возможные рамки ограничения и нанести сильный удар по бизнесу. Также подтверждаем факт того, что уменьшилось количество проверок, но увеличились штрафы, которые назначаются по результатам той или иной поверки. Это, конечно, тоже тревожный звоночек, с этим надо работать. К положительной динамике стоит отнести увеличение количества предупреждений, выносимых по административным делам.

 Андрей Госсен, председатель гильдии рестораторов при ТПП Саратовской области

На мой субъективный взгляд, меньше давления на бизнес не стало. Когда ресторанному бизнесу после длительных запретов на работу разрешили открыть летние площадки, тут же начались проверки. Какие-то нарушения были, но в те времена можно было дать бизнесу определенные послабления. И когда кафе и ресторанам разрешили работать только до 9 часов вечера, тоже были проверки. Думаю, что предприниматели с улыбкой воспринимают какие-то заявления о снижении давления на бизнес в Саратовской области. Не знаю, на чем они основаны.

Фактически в Саратовской области очень сложно бизнесу. Более того, я скажу, что многие рестораторы поглядывают в сторону более экономически сильных регионов. В Саратове бизнесмен несет много затрат, но мало от этого получает. Рентабельность бизнеса очень низкая. Здесь человек не видит перспективы. Зачем тратить время и энергию, если в более экономически сильном регионе можно получить больший результат.

 Николай Асафьев, исполнительный директор саратовского отделения "Опоры России"

Говорят, что есть большая ложь, маленькая ложь и статистика. Я с долей иронии отношусь ко всем рейтингам, не важно называют Саратов самым пьющим городом, самым грязным или, наоборот, самым счастливым и прекрасным. Это не более, чем условность. Почувствовал ли малый бизнес на себе изменение отношения контрольно-надзорных органов? Какой-то — да, какой-то — нет. Здесь тоже обобщение и это не совсем правильный путь. Обращения в «Опору России» поступали, поступают и, я думаю, будут поступать.

 Роман Репин, председатель комитета по транспорту саратовского отделения "Опоры России"

Я думаю, что все эти блистательные успехи борьбы за счастье ведения бизнеса имеют чисто бумажный характер. Я не вижу никаких улучшений. Наоборот, мы предприниматели отмечаем, что количество легально действующих предприятий становится меньше, а количество проверок от года к году растет. Соответственно, плотность проверок, а с ними и давление на бизнес постоянно прирастают. И никакие ковиды, общемировые или общероссийские катастрофы и преломления для этого не имеют никакого значения.

Проверка контролирующего органа должна быть результативной, иначе руководство госоргана будет считать, что у него коррумпированный сотрудник. Проверка должна заканчиваться только выводом о нахождении. Доходит до смешного. Зачастую приходят и говорят: "Чтобы мы быстрее от вас ушли и глубоко не лазили, вы сами найдите нарушение". Предприниматели находят, и им выписывают штраф. Это стало таким общим местом, таким привычным мероприятием, что люди уже и не жалуются на это. А к чему это проводит? К тому, что число юрлиц уменьшается, давление на оставшихся растет, а хлебушка на всех не хватает.

То, как реально выживает бизнес и то, какие отчеты пишутся, является вещами из разных вселенных.

Что будет дальше? По факту давление на бизнес будет расти, бизнес будет думать, как уйти в тень, станет закрываться и уезжать в другие регионы. А по отчетам, если никого из тех, кто эти отчеты проверяет и требует, не напрягает такой решительный скачок в ущербном, явно депрессивном регионе, значит следующий отчет будет еще лучше. А если спросят, мол, ребята вы на улицу-то выглядываете, вы в курсе, чем у вас люди живут — они сделают похуже. И признают, мол, мы в самом деле погорячились. И эти оценки никак не будут связаны с жизнью.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-04-06/7946.html