ФОКУС ГОРОДА 13:35, 08.06.2021

Оперный батл. На Конкурсе конкурсов вокалистов удивляли экзотикой, фактурой и титулами

Вначале было непонятно, как заманить в Саратов иностранцев. И дело не в том, что в наш театр оперы и балета не хотят ехать, напротив, заявок с каждым годом все больше. Но из-за пандемии, во-первых, есть трудности с передвижениями по миру, а во-вторых, по приезду певцы должны были бы отбыть положенный двухнедельный карантин. То есть надо было выбирать либо не очень далеких "интуристов", либо тех, кто работает или учится в России, благо, российская опера на хорошем счету.

"Настоящий" иностранец в этот раз был только один. Да еще какой, экзотический! Нгуен Кхак Хоа хотя и является гражданином совсем неоперного Вьетнама, но учится в Академии имени Гнесиных.

Нгуен Кхак Хоа

Еще трое – представители стран бывшего СССР: азербайджанка Регина Рустамова давно живет в Петербурге и является приглашенной солисткой Мариинского театра; Кристина Казарян из Армении закончила ГИТИС и с успехом выступает в Москве; ее соотечественник Арсен Степанян является солистом ереванского Национального театра камерной музыки, но часто бывает в России.  

Конкурс состоит из двух туров. В первом поют народные песни стран вокалистов, русские и западноевропейские романсы, во втором – арии из русских и мировых опер. Судьбу певцов решает не только профессиональное жюри, но и зрители. И если жюри присуждают первые три премии (в том числе и денежные) и называют дипломантов, то публика выбирает того, кому присудят приз зрительских симпатий. Этот приз – это не только способ потешить самолюбие, но и небольшой гонорар, а главное, поездка в один из лучших оперных театров мира. Вернее, так было в прежние годы, когда любимчиков публики спонсоры отправляли в Ла Скала или Дрезденскую оперу. В этом году опять же из-за коронавируса бонус решили отменить, но певцы все равно изо всех сил пытались понравиться зрителям.

Что для этого нужно сделать? Важен выбор самих песен, романсов и арий. Они должны быть максимально "попсовыми", узнаваемыми с первых нот. Это, например, каватина Фигаро, куплеты Мефистофеля, каватина Людмилы, ария Далилы и т.д. Еще зритель любит что-то с элементами ультра-си. К таковым произведениям относится ария Царицы ночи из оперы "Волшебная флейта". Правда,  в Конкурсе конкурсов-2021 на эту суперсложную вещь никто так и не решился.

Второе – эффектная подача. Состязание по сути является выступлением с оркестром, потому лишено строгости полновесных опер. Здесь можно позволить себе вечернее платье в пол с декольте или шикарный фрак. А еще можно и даже нужно пританцовывать, включать по полной актерскую игру и все свое обаяние. Короче говоря, негласный девиз Конкурса – "Свободу классической опере!".

Молодого баритона из Питера Сергея Андрияненкова мастеровитым еще не назовешь, но зато заигрывать с публикой студент консерватории имени Римского-Корсакова уже умеет - после задорного исполнения каватины Фигаро зал взорвался аплодисментами. Приятно поразил и бас Артур Каипкулов. Когда представляешь себе обладателя самого низкого голоса, воображение рисует образ двухметрового габаритного мрачного мужчины. Каипкулов же был необычно компактным и очень жизнерадостным.

Артур Каипкулов

Во втором туре он на одном дыхании проскочил песню Галицкого из оперы "Князь Игорь" и куплеты Мефистофеля из "Фауста", ослепил всех белозубой улыбкой, получил свои "браво" и скрылся за кулисами. Но все же в зрительском голосовании Андрияненков, Каипкулов и все остальные проиграли 25-летней Офелии Погосян.

Офелия Погосян

Обладательница колоратурного сопрано настолько легко, изящно и в то же время мощно спела сложнейшие арии из опер "Руслан и Людмила" и "Лючия де Ламмермур", что, казалось, можно расходиться и судьба первой премии на Конкурсе конкурсов решена. В итоге до призовой тройки мастеровитая и обаятельная студентка из Санкт-Петербурга не дотянула, зато удостоилась приза зрительских симпатий. И что-то подсказывает, что об этой оперной певице мы еще услышим.

В распределении мест первой тройки неожиданность случилась лишь одна. Никто не прогнозировал, что третье место уйдет к Кристине Казарян.

Кристина Казарян

Непосвященному зрителю казалось, что выступление во втором туре далось ей непросто – ни одной ноты сопрано не сорвала, но все же легкости Казарян не хватило. "Серебро" жюри присудило молодому, но уже титулованному солисту оперного театра при Московской консерватории Сергею Севастьянову. Вот он как раз выглядит как классической бас – высокий, фактурный, с бородой и сурово поблескивающими глазами, если того требует ситуация. Актерская игра удивительная: когда Севастьянов исполнял монолог Бориса Годунова из одноименной оперы, то в миг преобразился в русского царя, хотя у него за спиной находились музыканты, а не декорации, а вместо расшитого драгоценными камнями кафтана на певце был обычный костюм с бабочкой. Удивительно русского по своей органике баса захотелось немедленно забрать в саратовский театр оперы и балета.

Сергей Севастьянов

Выиграла Конкурс конкурсов вокалистов на 34-м Собиновском фестивале самая известная из представленных в программке исполнителей Регина Рустамова. Кроме работы в Мариинке и множества лауреатств на международных конкурсах она единственная из собравшихся могла похвастаться выходом в финал в телепроекте "Большая опера" на телеканале "Культура". Для оперного мира России и стран бывшего СССР это что-то вроде "Голоса" для поп-певцов. "Большая опера" случилась в жизни Рустамовой еще в 2014 году, но за прошедшее время она, кажется, стала еще лучше. Благоволила ей и жеребьевка – во втором туре певице выпало выступать самой последней. В итоге уроженка Баку увезла из Саратова очередной титул и призовые 100 тысяч рублей.

Конечно, на Новой сцене оперного театра, которая идеальна для заводского ДК, но маловата для серьезного культурного учреждения, Конкурс конкурсов выглядит не так масштабно и красиво, как мог бы. Судя по планам реконструкции, следующий Собиновский фестиваль пройдет еще в здании на 2-й Дачной, а вот уже в 2023-м его презентуют на обновленной Исторической сцене на Театральной площади. В любом случае батл оперных исполнителей уже давно зарекомендовал себя как идеальный формат для привлечения в театр нового зрителя. А если к этому добавить комфортные, как для публики, так и для певцов условия, то от желающих достать лишний билетик вообще отбоя не будет.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-06-08/8011.html