ФОКУС ГОРОДА 12:31, 07.07.2021

Спектакль окончен. Театральный сезон 2020/2021: премьеры, скандалы, коронавирус

Классика на выезде

Театру оперы и балета прошлогодний вынужденный простой был на руку. Пока историческое здание разбирают по кирпичикам и собирают снова, труппа и технические работники переехали в бывший ДК завода "Тантал", и принялись усиленно обживать новую территорию. В фойе развесили фото солистов и артистов балета, соорудили оркестровую яму и танцклассы, отремонтировали гримерки. В целом выжали все, что смогли, но крохотная по меркам прежнего здания сцена диктует свои правила и даже самые масштабные по задумке постановки на ней смотрятся камерно.

Обе премьеры этого года получились тоже очень домашними. Оперетта "Баядера" и балет "1000 и одна ночь", конечно, не входят в сокровищницу мирового классического искусства, но своей краткостью и легкостью нравятся зрителю. Не кажется случайной и объединяющая их восточная тема: декорации в этом случае можно задействовать дважды (задник со сверкающими в ночном небе звездами был замечен в обеих постановках).

Что до исполнительской составляющей, то в оперетте впервые в главной роли блистал удивительный для местной сцены тенор Аббосхон Рахматуллаев, женскую партию пела можно даже не говорить, кто, и так понятно – супруга худрука и главного дирижера, неувядающая Ольга Кочнева. В "1000 и одной ночи" в очередной раз актуализировалась проблема отсутствия "скамейки запасных" в мужской части балетной труппы. Если у девушек есть несколько равноценных солисток, то у мужчин Алексей Михеев по-прежнему один за всех.

Театр оперы и балета, "Баядера"

Без Собиновского музыкального фестиваля зрители тоже не остались. На этот раз он вышел почти полностью балетным. Часть спектаклей любезно согласился принять на своей более комфортной площадке драмтеатр, другие "ужали" до размеров бывшего ДК, но даже в такой ситуации от традиции приглашать известных солистов лучших театров России решили не отступать. На "Конкурс конкурсов вокалистов" тоже смогли иностранцев привезти, что в условиях коронавируса и обязательных карантинов сделать, ой, как непросто.

Первый сезон театра оперы и балета "на выезде" можно считать успешным. Историческую сцену обещают привести в порядок через 1,5 года, и в конце 2022-го даже сыграть на ней первый спектакль. Правда, зная, как любое знаковое строительство в Саратове легко превращается в скандальный долгострой, доверять таким обещаниям стоит только с большой натяжкой. Так что оперному, пожалуй, стоит пока жить сегодняшним днем, тем более, у него это неплохо получается.

Театр юного зрителя и взрослых разборок

ТЮЗ в последние пару месяцев регулярно поставлял местным СМИ скандальные новости. Вначале из-за заболевшего ковидом актера отменили пару спектаклей, затем круг контактных расширился, и было принято решение фактически досрочно закрыть сезон. Позже выяснилось, что несоблюдение санитарных норм – далеко не главная проблема в театре. Часть артистов написали письмо, в котором пожаловались на некомпетенцию директора Игоря Баголея, низкие зарплаты, отсутствие премий, непонятную ситуацию с поиском нового главного режиссера и т.д. Ситуация осложнилась тем, что незадолго до этого решение уйти из театра приняли сразу несколько ведущих артистов театра, в том числе, звезда ТЮЗа Артем Кузин (по слухам, он перебирается в Москву). Уничтожить склоку в зародыше не удалось, и дело дошло до проверки Минкульта. Сенсационных выводов из нее не последовало, но группе «революционеров» частично удалось добиться своего. В частности на пост главного режиссера, который был вакантным целый год, под самый конец сезона был назначен Георгий Цнобилидзе. Чтобы как-то реабилитироваться перед зрителями, ТЮЗ решил даже показать премьеру спектакля, все участники которого честно отсидели положенный срок на самоизоляции. Правда, назвать "Метод Грёнхольма" полноценной премьерой сложно. Дело в том, что спектакль с таким же названием представляли дипломники Баголея в ТЮЗе в начале 2020-го. Из-за ковида и последующего закрытия театров сыграть его они сумели всего несколько раз. Бывшему главрежу театра Алексею Логачеву настолько понравилась пьеса, что он решил поставить ее уже со взрослыми актерами. Удивительно, но спектакль, который саратовские зрители видели всего два раза, тут же отправили на фестиваль в Крым. К чему эта поспешность, остается только гадать. Возможно, часть жалобщиков решили отослать на море, пока они еще что-нибудь требовательное не написали.

ТЮЗ, "Жаворонок или Жанна Д.Арк"

За всеми этими разборками можно было позабыть о том, какой шикарный сезон провел ТЮЗ. Из того, что приходит на ум первым, это "Отцы и дети" в модном прочтении, которые взорвали критику, супермасштабный "Жаворонок или Жанна Д.Арк", в которой не пел только пес Алексея Кривеги, и "Колбаска, Боцман и другие", ставшая реинкарнацией легендарного спектакля самого Юрия Киселева. Перед новым главрежем и руководством театра теперь стоит задача суметь сплотить расколовшийся коллектив и создать такую атмосферу в театре, в которой хотелось бы творить, а не ругаться.

Экспресс-успех имени драмы

Академдрама по сравнению с другими выглядит в последние годы образцом стабильности. Зданию театра ничего не угрожает, худрук Григорий Аредаков и директор Владимир Петренко уверенно сидят в своих креслах, и даже управляющий ТЮЗом Игорь Баголей постоянно появляется на родной сцене. При таком умиротворяющем штиле вся ответственность в плане ньюсмеркерства ложится на премьерные постановки.

В загашнике с прошлого сезона лежали "Человек из Подольска" и "Дни Победы". И если абсурдистская трагикомедия "пропасть" за это время не могла, то второй спектакль специально готовился к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Спустя год обновлять цифры на афише не стали, показав постановку такой, какой и задумывали ее режиссер Виктор Мамонов и автор пьесы, саратовская писательница Ксения Степанычева. "Человек из Подольска" тоже удался: уморительное полицейское кабаре, где странные правоохранители заваливают задержанного вопросами о родном городе и не собираются вешать на него "висяки", публика восприняла на "ура".

Театр драмы, "Человек из Подольска"

В список постановок с непростой судьбой добавились "Две матери, две дочери ON-OFF". "За" успешную премьеру было мастерство актеров и имя драматурга Алексея Слаповского, "против" - ковидные ограничения.   Исполнительнице одной из главных ролей пришлось долго отсиживаться на рекомендованной самоизоляции, но в итоге все состоялось.

Оказывается, не всегда на работу над проектом надо тратить год, а то и больше. В случае с постановкой "Мы живем в чудесное время, Оля!" от читки эскиза до полноценного показа на сцене прошло всего-то пару месяцев. И качество от этого никак не пострадало: восторженные посты в соцсетях после премьеры – лишнее тому доказательство.

Прима драмы Эльвира Данилина продолжает осваивать режиссерское мастерство. Браться за сложные вещи она пока не решается, но и бульварные, в хорошем понимании этого слова, произведения театру всегда нужны. В "Деньгах как дождь" как нельзя кстати пришлась всегда яркая Александра Коваленко, темпераментность которой уравновешивал маститый Валерий Малинин. Судя по опыту предыдущих лет, спектакли такого толка надолго задерживаются в репертуаре, так что понаблюдать за тем, как нежданно- негаданно богатеют французские супруги смогут все желающие.

***

Неизвестно когда закончится история с коронавирусом, как пройдет третья волна, будут ли четвертая и пятая. Строить планы на будущее в такой ситуации - непозволительная роскошь. Театрам дали закончить сезон и это уже хорошо. Еще лучше то, что наши культурные заведения доказали, что на качество их работы не в силах повлиять внешние обстоятельства. В ситуации, когда ты и так не был обласкан хорошим финансированием, современными площадками и масштабными гастролями, это восхищает. Вот такая она, сила искусства. Вернее, сила саратовской театральной школы и традиций.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-07-07/8037.html