ФОКУС ГОРОДА 11:11, 10.09.2021

"Петровы в гриппе". Заметки киномана

Неописуемое буквально. В фильме нет традиционного сюжета, понять, что случилось, можно задним числом и весьма приблизительно. В провинциальном городе где-то в начале 2000-х под Новый год все болеют гриппом, и от температуры им чудятся странные вещи. Например, автослесарь Петров (Семен Сёрзин, "Лето", "Побочный эффект") едет в автобусе, где деды рассуждают, что всех у власти надо к стенке поставить. Автобус тут же тормозят люди в масках, героя вытаскивают из автобуса и ведут расстреливать каких-то чиновников. После этой сцены вам покажут, что это была галлюцинация, но после большинства других — нет.

Петров с многочисленными препятствиями направляется домой к бывшей жене. Среди препятствий — странный знакомый с инициалами АИД, который затаскивает его выпивать в газель, где в гробу лежит рэппер Хаски, и писатель (Иван Дорн), который хочет того, что положено мертвым писателям. Бывшая жена Петрова (Чулпан Хаматова, "Доктор Лиза", сериал "Зулейха открывает глаза") работает в библиотеке, и её так всё бесит, что ей мерещится в основном кровавая расправа или секс.

kinonews.ru

У них есть сын, который хочет только играть в "тетрис". Он тоже болеет, у него температура под 40, но он требует, чтобы на следующий день его отвели на ёлку.

Это перекликается с воспоминаниями Петрова о елке из его детства. Елка выглядит правдоподобно, потому что они и в реальности часто похожи на наркотический трип, но герою она запомнилась, потому что его за руку взяла Снегурочка (Юлия Пересильд, сериалы "Угрюм-река", "Зулейха открывает глаза"). Девушке, которая изображает Снегурочку, выделили недлинный черно-белый фильм внутри фильма в конце. Он сводит пару сюжетных линий вместе и дает нечто похожее на логичное завершение.

razzvody.ru

Можно пересказать хоть каждую сцену "Петровых в гриппе", но это не поможет понять, что это было. Рано говорить насчет лучшего, но это точно самый кинематографичный фильм Серебренникова. Он не про слова, а именно про картинку. Она погрузит вас в атмосферу причудливого болезненного бреда, перетекающего в реальность, а потом обратно в галлюцинацию с движением камеры. (Оператор Владислав Опельянц получил награду в Каннах за работу над "Петровыми"). То ли в бреду, то ли в реальности люди на экране выдают до боли знакомые реплики именно в тех местах, где их обычно и произносят: деды в автобусе рассуждают про расстрелы, Петрова отчитывает сына, мать "снегурочки" жалуется ей на жизнь. Это абсурдно, но так знакомо! И хорошо передает обстановку и настроение в общественном транспорте, в провинциальных городах, а иногда и во всей той условной России-за-МКАДОМ, которая в нашем воображении как-то сливается в единую страну, словно мы все перманентно больны гриппом.

kino-teatr.ru

"Петровы в гриппе" настолько пропитаны опытом жизни именно здесь в конце советской эпохи и в начале этого века, что удивляет, что их вообще с успехом возят по международным фестивалям. Неужели не жившие здесь люди могут считать столько культурного кода в деталях? Может, их просто затягивает странное сочетание чернухи, убогого быта и своеобразного мрачного уюта и теплоты? Или они считывают за бытовыми деталями более глубокие мотивы воскрешения, переправы и полу-языческих традиций под празднованием Нового года. Или дело в том, что картина про болезнь, от которой у всех уже едет крыша? Лучше бы не было такого везения, но из-за переноса премьеры на год "Петровы в гриппе" стали только актуальнее.

В любом случае, это не "Лето" и даже не "Ученик" — другие известные фильмы Серебренникова. На фоне "Петровых" абсурдистский "Человек из Подольска" кажется прямолинейным. (Кстати, его снял исполнитель роли Петрова Семен Сёрзин). Но если вы к этому готовы, вас ждут неожиданные актерские работы (многие играют несколько ролей в таком гриме, что их не узнать), странный юмор, миллиард вариантов трактовки и настоящая российская хтонь, а не то, что в сериале "Топи" пытались изобразить.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-09-10/8105.html