Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Темы недели: день с Мишустиным, автобусы "под завязку", забастовка на почте

  • 22:03, 10 сентября 2021
  • Комментариев[0]

Главным событием недели в Саратове стал визит премьер-министра России Михаила Мишустина. Он не только приехал "с подарками", но и пообещал городу поддержку проектов на полтора десятка миллиардов. Хотя показывали ему в основном стенды с планами на будущее. Саратовцы же обсуждали, что в реальности стоило бы показать главе правительства. Сразу несколько человек предложили свозить его на разграбленный завод "Тантал". А мы, исходя из двух других тем нашего обзора, посоветовали бы ему проехать в саратовском автобусе в час пик или поработать почтальоном. Гарантируем, чиновник получил бы незабываемые впечатления.

Темы недели: день с Мишустиным, автобусы "под завязку", забастовка на почте

Премьерный показ

Саратовскую область на этой неделе нежданно-негаданно посетил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Вернее, ждали премьера еще летом, но, видимо, тогда его планы сдвинулись. Нынешний визит в регион для высокопоставленного чиновника стал первым.

Можно только гадать, что заставило Мишустина прилететь в Саратов именно сейчас. Сразу на ум приходят выборы, которые начинаются через неделю. На правах хозяина в Саратове премьера встречал председатель Госдумы Вячеслав Володин, который баллотируется в следующий состав парламента. И повестка визита оказалась вполне "володинской": все сплошь проекты, инициированные великим земляком.

Да и Мишустин как будто ехал в гости на дачу к приятелю: почти в самый день поездки подкинул региону деньжат (1,4 млрд руб. – на строительство домов престарелых, онкодиспансер и сбалансированность бюджета). Это как когда на день рождения перед основным подарком и торжеством тебе дарят денежку – мол, иди, сходи прикупи себе чего-нибудь.

Удивительно, что премьера не повезли показывать последних местных достижений, например, нового пляжа. И не стали катать на новых троллейбусах "Адмирал". Первым пунктом поездки оказался строящийся инфекционный центр стоимостью 2,8 млрд, причем, судя по картинке, Мишустину его в основном показывали на стенде, чем вживую. Помнится, Володин поручал хотя бы один корпус подготовить к 1 сентября, видимо, уже будучи в курсе, что приедет гость из Белого дома. Один корпус успели подготовить, но и то, видимо, не весь — на всех кадрах показывают одну и ту же палату, в которую успели завезти койки и поставить аппаратуру. Тут же оказалось, что саратовский центр, оказывается станет частью "санитарного щита" страны (а в прошлом году, если помните, на него скребли деньги по сусекам). Жилье для медиков и вовсе на начальной стадии, и показывать там нечего.

Тут же на стенде Мишустину продемонстрировали макет будущего противотуберкулезного диспансера, а Володин попросил премьера поддержать его строительство. Тот обещал помочь, хотя оговорился, что нужно сначала проанализировать потребность в этом медучреждении. А через пару дней как по мановению волшебной палочки решился вопрос с местом под новый диспансер: против первоначальной локации выступали хозяева соседних дач.

Затем премьера отвезли в Кировское трамвайное депо, из которого с прошлого года делают образцово-показательное. Там чиновника тоже ждали виртуальные перспективы, на этот раз с проектом скоростного трамвая, общую стоимость которого оценили в 9 млрд рублей. А найдено, Михал Владимирыч, пока только 330 млн. Мишустин и тут обещал поддержать.

Следующим местом визита стал технопарк Almaz Digital — на самом деле голые стены заброшенного корпуса Центрального НИИ измерительной аппаратуры, в которые свезли... все те же стенды, но теперь уже с удивительными цифровыми технологиями будущего. Чем именно будут заниматься в этом технопарке, так до конца и не стало понятно: на выставке было представлено и разношерстное оборудование, и столь же разношерстные IT-новинки, а премьера попытались удивить неуклюжим четвероногим роботом Эриком, которого почему-то назвали собакой, хотя никаких внешних признаков псовых у него не было. Случайные прохожие только удивлялись, каким образом за одну ночь на здании вывески обувного магазина были вытеснены баннерами нового центра IT-индустрии.

Произошла и принципиальная путаница с информацией: например, сторонники Володина объявили в соцсетях об "открытии" технопарка, а в правительстве РФ сообщили, что заработает он только к 2025 году, а премьеру представили только потенциальных резидентов.

В завершении визита у премьер-министра попросили денег на продление набережной до Большой Садовой. Причем главу правительства привезли не к новому пляжу, туда, откуда должна начинаться новая стройка, а на старую набережную, где проект ему снова показывали на стендах. Вероятно, не стоит здесь искать каких-то тайных причин: скорее всего, Мишустин уже торопился отправиться в аэропорт. В общем, премьеру ничего не оставалось, как и этот проект тоже поддержать.

В перерыве между технопарком и набережной Мишустин еще успел провести разговор один на один с губернатором Валерием Радаевым, из которого мы не узнали ровно ничего. Губернатор был на своей волне, хвалился урожаем и даже не ответил на конкретный вопрос премьера, сколько аварийных домов требуется расселить по новой программе, начинающейся в 2022 году.

Но основная цель визита, похоже, достигнута. Мишустин обещал поддержать все представленные ему в Саратове проекты, и ни на одну просьбу не ответил словами своего предшественника: «денег нет, но вы держитесь». А о многомиллиардных саратовских свершениях, пусть и существующих пока только на бумаге, рассказали все главные федеральные информагентства и телеканалы.

Мнение эксперта

Дмитрий Олейник, политолог

Я не считаю этот визит премьера предвыборным – он никуда не выдвигается. У Мишустина есть свой план поездок по стране. Причем, насколько я знаю, были выбраны не регионы, такие лучшие, для галочки, а регионы в том числе проблемные. И Саратов не первый регион, который он посещает в таком виде.

Для саратовцев, может быть, ничего нового во время визита премьера не прозвучало, кроме, наверное, Almaz Digital, хотя и к нему те, кто занимается инновациями, были хорошо готовы. Потому что и идея скоростного трамвая, и идея инфекционного госпиталя здесь хорошо известны. Тем не менее, мы достаточно неплохо смотрелись, судя по тому, как это в СМИ освещали. Я бы оценил, что если такая задача и не ставилась, то определенный позитивный посыл предвыборный его визит несет. Это показывает внимание федеральной власти. А внимание федеральной власти показывает значимость и влиятельность Вячеслава Викторовича, ну и то, что Саратовская область может привлекать фигуру на уровне премьер-министра страны. Определенный эффект будет, но задача использовать его визит в предвыборных целях, мне кажется, не ставилась. Это скорее такой бонус получился.

Надо говорить не только о фигурах, но и о возможностях. Когда приезжает премьер-министр, он привозит с собой очень серьезное финансирование. Каждый из жителей Саратова меряет на себя: кому-то нужен трамвай, кому-то набережная, и люди понимают, что эти вопросы будут как-то решаться. Это оказывает влияние на жителей.

Транспортная недоступность

Как все-таки чиновники стали зависеть от соцсетей и прессы! Стоит только написать о какой-то проблеме, которой сто лет в обед, как чиновники тут же совещаются, раздают поручения и заверяют, что работают над решением вопроса. Близость выборов все-таки творит чудеса.

Например, на этой неделе кто-то из горожан не выдержал и пожаловался в соцсети на очередь на маршрутки, которая выстраивается по вечерам на улице Вавилова уже лет 15, если не больше. СМИ за неимением новостей эту публикацию растиражировали и, о чудо! — об этом на совещании уже говорит губернатор.

"СарБК" на этой неделе обратил внимание на проблемы, с которыми сталкиваются жители Заводского района в утренний час пик. Пытающихся утром уехать на работу пассажиров утыкаются в спины тех, кому удалось вскочить остановкой раньше, и последние вынуждены ждать следующий транспорт, в надежде, что в нем будет посвободнее и удастся втиснуться. Речи про соблюдение санитарной дистанции или ношение масок, про графики движения и кондукторов здесь даже не идет — вопрос стоит в том, чтобы вообще уехать. Частично ситуация обострилась из-за того, что начался учебный год и отменили из-за коммунальных раскопок два троллейбусных маршрута — NN4 и 15. Мэрия, кстати говоря, так и написала в своем комментарии в редакцию, а также заверила, что на линию выпускается весь имеющийся у перевозчиков транспорт.

Это, конечно, так себе оправдание. У перевозчиков всегда должны быть резервные автобусы на случай поломок и периодического увеличения пассажиропотока. Если людям приходится изображать кильку в банке, это говорит только о нехватке транспорта. А что уж привело к дефициту — недосмотры при проведении конкурса, отсутствие контроля и планирования — это уже сами чиновники должны разобраться.

Мы лишь от себя добавим, что с автобусными перевозками в городе ситуация за последние два года действительно ухудшилась. Эта тенденция совпала с проведением нового конкурса и распределением маршрутов между новыми компаниями, а также с пандемией коронавируса, которая во время локдауна нанесла довольно ощутимый удар по пассажирским перевозкам. Такое ощущение, что они до сих пор не могут оправиться от коронавируса. Интервалы движения стали больше. Теперь после 20 часов нужно запасаться терпением, чтобы куда-то уехать. И если летом это не настолько критично, то вот зимой стоять 20-30 минут на морозе будет не слишком приятно.

Горожанам не нравится то, что в дорогу нужно закладывать энное время ожидания автобуса, энное время, проведенное в пробках, а также еще сколько-то времени, потраченного водителем на то, чтобы порезинить и потусоваться с товарищами. Получается, что на дорогу из спального района нужно закладывать еще час плюсом, и это если не будет форс-мажора, например, в виде снега.

Губернатор Валерий Радаев 9 сентября потребовал от министра транспорта и дорожного хозяйства Алексея Петаева и мэра Саратова Михаила Исаева за сутки решить проблему с общественным транспортом в областном центре. "О проработке всех вопросов доложить завтра. Задача — организовать работу общественного транспорта на качественном уровне", — распорядился он. Звучит расплывчато. А рычагов воздействия на перевозчиков у чиновников, судя по их бездействию, нет. Либо есть, но применять эти рычаги себе же дороже. Вот наехал Исаев на компанию, которая не хотела возить льготников бесплатно — та отказалась от маршрута, ищи теперь новых добровольцев.

Хотя Исаев пытается делать вид, что какая-то работа с перевозчиками ведется. Якобы проходят проверки, выявляются нарушения, накладываются наказания. Возможно, так и есть, но ситуации с общественным транспортом это не меняет. Да и глав администраций районов, которых Исаев отправлял ездить в автобусах в час пик, там пока еще никто не замечал. Хотя горожане отправляют кататься в маршрутках и трамваях и самого Исаева, и губернатора. Причем не один раз, а поездить с недельку на работу. Возможно, и они через пару дней начнут сатанеть.

Мнение эксперта

Андрей Ларин, руководитель юридического бюро "Аргументъ"

Конкурсы, которые объявляет город, то, как они проводятся, и их отмены нам как бы намекают, что эта сфера очень коррупционная, и посторонние люди и организации в эту тему не попадают. Попадают имеющие какие-то связи. Я, конечно, доказать это ничем не могу, это лично мое мнение. Коррупция – потому что эта сфера считается очень прибыльной, но, как я уже говорил – и когда был членом Общественной палаты Саратова, и общественного совета при облдуме, и в "Опоре России" говорю – перевозка пассажиров – это социальная функция государства, региона и города. Это не заработок денег. Но если удастся совместить социальную функцию по перевозке и получение дохода, само по себе это неплохо. Но, как мы видим, совместить не очень получается. Функция зарабатывания денег, если она есть, не должна превалировать.

Чтобы урегулировать работу общественного транспорта, нужно изучить весь трафик, и построить маршруты в соответствии с ним. Загруженность легко определить даже без дополнительных средств – по карте "Яндекс.Пробки", например. И перевозки нужно осуществлять не на автобусах малой вместимости, а только на средних или больших. Всем известен нюанс, что именно маршрутки создают пробки, что приводит к несоблюдению интервалов движения, в частности. Транспорт большой вместимости пробки не создает, он их наоборот рассасывает.

И. естественно, должен быть контроль и мониторинг следования перевозчиков по маршрутам, как по времени, так и по самим маршрутам. На данный момент это вообще не фиксируется. Из совокупности причин вырастает та ситуация с общественным транспортом, которую мы можем наблюдать на улицах города. И решить ее за день не удастся.

Протестное послание

Хотите как в Европе? По крайней мере, одно европейское веяние у нас действительно потихоньку приживается — итальянская забастовка, форма протеста, при которой сотрудники предприятия предельно строго исполняют свои должностные обязанности и правила, ни на шаг не отступая от них и не выходя за их пределы.

Вслед за работниками "Саратовгорэлектротранса", которые летом 2020 года дважды объявляли такую акцию протеста, требуя повышения зарплат и создания комфортных условий труда, о работе в строгом соответствии с инструкциями объявили 10 почтовых отделений в Энгельсе. Почтовики создали альтернативный профсоюз и требуют повышения зарплат. А они, судя цифрам, которыми оперируют протестующие, действительно мизерные: 10,2 тысячи рублей в месяц почтальонам, 13,2 тысячи – операторам.

Плюс дополнительная нагрузка. Работников почты, в том числе и почтальонов, якобы, обязывают продавать различные товары, которых сейчас полно в почтовых отделениях: от кетчупа до стиральных порошков и нижнего белья. Таким образом, конечно, можно повысить себе зарплату, наторговывая на определенную сумму в месяц, но это явно выходит за пределы должностных инструкций работников.

Ну и еще несколько весьма специфических моментов, которым дано понять только работникам этой структуры. Например, вы знали, что пенсии людям "серебряного возраста", как любят красиво выражаться у нас чиновники, разносят почтальоны, у которых на вооружении только свисток? Что эти самые почтальоны тоже могут быть "серебряного возраста"? Что они снашивают собственную одежду и обувь, тогда как, я так понимаю, им должна быть предоставлена служебная? Что у многих нет даже поясных сумок? В общем, вот за все это и решили бороться энгельсские почтовики.

"Почта России" на это ответила комментарием, что у них зарплаты растут, условия улучшаются и что вообще уже никто не бастует. Символично, что в тот же день начальство "Почты" презентовало в технопарке Almaz Digital (см. первую часть обзора) "шоурум почтовых инноваций". Хотя, конечно, самой мощной инновацией этой структуры были бы забота о персонале и повышение зарплат.

Жалобы на почту продолжают тем временем поступать. Сегодня, например, в соцсетях рассказали об отделении на Огородной, 77, в Саратове. Там из-за того, что операторы поувольнялись, посылки пришлось принимать самой заведующей.

У работников СГЭТ итальянская забастовка сработала: повысили зарплаты, улучшили бытовые условия труда, обновляется подвижной состав, хотя лидера альтернативного профсоюза Анастасию Оглоблину все же уволили. В случае со СГЭТ тему обсуждали на рабочих группах и совещаниях, на нее обратил внимание и Володин. Получит ли такое же продолжение история с почтовиками — большой вопрос.

Мнение эксперта

Александр Никитин, руководитель правозащитного центра "Солидарность"

У нас в России итальянскую забастовку применяют тогда, когда люди просто боятся бастовать реально. Но на самом деле она не действует. Все население будет настроено против них. Потому что реально скрупулезность, формальность будет раздражать тех, кто обращается в эти почтовые отделения. Эффект будет абсолютный противоположный, и любые кары со стороны власти в отношении этих сотрудников почты будут восприниматься населением как вполне заслуженные, и население будет это поддерживать. Никто не будет разбираться, с чем итальянская забастовка связана, потому что каждому, кто придет, не объяснишь: мы это все делаем для того, чтобы заставить наше родное начальство пересмотреть условия труда и оплаты.

Я считаю, такие вещи, как скрытая форма борьбы, которая вполне естественная для Запада, у нас воспринимается по-другому. У нас ведь психология какая? Выходи на честный, открытый бой! Если не можешь на него выйти, то ты трус со всеми вытекающими.

Сотрудники почты должны создать реальный профсоюз и выбрать в лидеры человека, который не работает в этой структуре, потому что их администрация не сможет применить к нему санкции и давление. И председатель этого профсоюза должен начать отстаивать интересы работников. При этом работник всегда сможет сказать: "Я здесь ни при чем". Вот это будет работать.

У нас есть положительный опыт подобных действий. На Волжском автозаводе. Правда, в результате там убили руководителя профсоюза. И такой же опыт есть в Ленинградской области. Но там председателя профсоюза покалечили. Но те требования, которые выдвигались, в конечном итоге были удовлетворены. А я всем хочу напомнить: в Америке прежде, чем профсоюзы признали реальной политической и организационной силой, 117 лидеров были казнены…

Похожие материалы
  • 07.04.2023, 21:28 Темы недели: спасение Сакко и Ванцетти, возвращение Полиграфа

    Найти позитив в ежедневном потоке информации бывает крайне сложно. Это кошмары и ужасы случаются сами по себе, а для того, чтобы произошло что-то хорошее, нужно приложить немало усилий. Впрочем, на этой неделе в Саратовской области самые заметные новости можно отнести именно к разряду "позитива". В споре о переименовании Сакко и Ванцетти победа оказалась за большинством. А Саратовский полиграфкомбинат, над которым висела угроза разорения, вроде бы возобновил работу.

  • 03.03.2023, 21:19 Темы недели: трамвай с колес, компромиссный мост, смерть в яме

    Всегда у нас так - только начнешь радоваться наступающему светлому будущему, как вдруг оказывается, что к нему у нас ничего не готово. Считанные месяцы остались до начала "строек века" - скоростного трамвая и третьего моста через Волгу. А выясняется, что исполнители еще не вполне понимают, что и где им нужно делать. Да еще тут случается какая-то жуть - вроде гибели ребенка в глубокой яме рядом со школой.

  • 08.02.2023, 17:12 Всем пример. Как кинотеатр "Пионер" стал новым культурным пространством города

    Недавно спикер Госдумы Вячеслав Володин вновь заговорил о том, что здания кинотеатров в Саратове, которые перестали использовать по профилю, необходимо вернуть в госсобственность, а затем возобновить их работу. В числе строений, над которыми замаячила перспектива изъятия, оказался и "Пионер". Как кинотеатр он не работает уже несколько лет, и владельцы здания поставили перед собой задачу отыскать новую форму его существования. И она была найдена - центр "Пионер" успешно осваивает культурное и креативное пространство города.

  • 03.02.2023, 20:27 Тема недели: Сакко и Ванцетти поделят на три

    Улице Сакко и Ванцетти в Саратове все-таки не удастся избежать переименования. Это стало окончательно понятно на "экспертном обсуждении", организованном мэрией на этой неделе по указанию Володина. В ходе дискуссии большинство участников выступили против смены названия, но, как предупредили в конце, обсуждение не имеет никаких юридических последствий. То есть за мнение вам спасибо, но сделаем мы все равно по-своему.

  • 27.01.2023, 21:24 Темы недели: опальные Сакко и Ванцетти, третий мост, саратовский Голливуд

    Как это часто бывает, самой обсуждаемой темой в Саратове становится что-то, что никак не влияет на жизнь горожан. На этой неделе таким инфоповодом стало внезапное переименование улицы Сакко и Ванцетти. Провести такую же "спецоперацию", как с проспектом Кирова, чиновники не успели и получили мощную волну негатива. А пока горожане спорят с мэрией, жизнь в области налаживается - готовятся строить линию скоростного трамвая, третий мост через Волгу и даже создавать собственную "фабрику грез".

Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 10 сентября 2021
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x