ФОКУС ГОРОДА 14:19, 27.09.2021

Бизнес под "официальным прикрытием". Кто наводит чистоту в регионе

"Специально внесенная история"

Напомним, трагический случай с арбузами произошел в столице 9 сентября. В больницу с симптомами острой интоксикации попала семья, а позже девочка подросток и 61-летняя женщина скончались. В крови отравившихся обнаружены следы нефтехимического сырья этиленгликоля, который используется в промышленных и бытовых целях и при попадании в организм человека может привести к летальному исходу. Впоследствии было установлено, что отравившиеся употребляли в пищу арбуз, купленный в магазине "Магнит", где накануне проводились работы по дезинсекции. На кадрах с видеокамеры из магазина видно, что при распылении химиката продукты не были накрыты защитным покрывалом.

Следственный комитет предъявил обвинение сотруднику частной компании "Областной центр дезинфекции" в оказании "услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека".

Между тем, в федеральной службе дезинфекции "Марафет" случай со смертельными отравлениями от арбуза из сети магазинов "Магнит" назвали "специально внесенной историей". В саратовском офисе компании "Чистый город" также заверили, что смерть двух жительниц столицы не связана с проведением дезинсекции в торговом зале. Здесь убеждены, что смертельный исход мог наступить, если бы в организме пострадавших оказался литр концентрированного препарата, а обработанная разведенным химикатом корка арбуза стать причиной столь трагических последствий не могла. В компании "ГлавДезЦентр" считают происшествие "каким-то неправильным стечением обстоятельств" и предлагают дождаться окончательных выводов следствия.

При этом большинство игроков рынка положительно оценивают намерения государства ввести обязательное лицензирование услуг, связанных с уничтожением насекомых, грызунов и патогенных микроорганизмов. Впрочем, для крупных компаний, скорее всего, это нововведение не станет существенным. Они и при действующих нормах оформляли лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии. Представители сферы признаются, что она необходима не только для работы в очагах заражения, но и для получения крупных заказов, оформления конкурсной документации (госучреждения прописывают необходимость медицинской лицензии у потенциальных поставщиков услуг). Такие "плавающие требования" сложились потому, что Верховный суд и Роспотребнадзор считал, что для обработок от грызунов, насекомых и патогенных микроорганизмов лицензия нужна, а в минздраве были убеждены в обратном.

Почти все опрошенные эксперты предполагают, что обязательное лицензирование очистит рынок от частных дезинфекторов с крайне низкой квалификацией. В саратовской службе дезинфекции "БИО64" вспомнили, что ранее рынок уже подчинялся обязательным лицензионным требованиям, которые были отменены в конце нулевых годов. "И начался полный бардак. Каждый человек, который позавчера копал траншею, а вчера ремонтировал сантехнику, сегодня мог возомнить себя дезинсектором. Но в нашей сфере необходимо иметь образование. Достаточно специальных курсов, но человек обязательно должен обладать знаниями", - сказали в саратовской службе.

В компании "Чистый город" не исключают, что обязательное лицензирование поднимет цены на услуги, так как потребует финансовых затрат. Менеджер компании Родион Хакимов предполагает, что особое внимание при выдачи разрешения на деятельность будет уделяться качеству оборудования, уровню квалификации сотрудников, помещениям для подготовки препаратов к работе и для хранения химикатов.

А Максим Гусейнов из компании "Марафет" считает, что правила выдачи лицензии на проведение дезинфекции, дизинсекции и дератизации будут упрощены, чтобы сохранить крепкие, развивающиеся проекты. Либо от этой идеи позже откажутся вовсе.

Между тем, в компании "Дезсар" опасаются, что обязательное лицензирование станет причиной монополизации рынка.

bytovaya-himiya.ru

Назад в СЭС

По данным Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, на территории региона в сфере оказания услуг по разделу "дезинфекционная деятельность", работают 20 организаций. Из них 2 подведомственные учреждения Роспотребнадзора, одно бюджетное учреждение здравоохранения, 17 коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Как отмечают российские эксперты, частный бизнес занимает в сфере данных услуг не менее 80% рынка.

Группу тяжеловесов в коммерческом сегменте саратовского рынка представляет пара-тройка федеральных компаний. Они имеют представительства со штатными сотрудниками во многих регионах страны.

Их стоит отличать от других крупных игроков, которые работают по принципу агрегаторов. Речь идет о диспетчерской службе, которая передает полученные заказы и получает за это процентные отчисления. Оборот таких компаний, по словам представителей сферы, может достигать сотен миллионов рублей в год. Применяются на этом рынке и схемы франчайзинга.

Еще одну группу представляют региональные компании, они работают в крупных городах области и при необходимости делают выезды в пределах региона.

Участники рынка не упускают случая подчеркнуть, что предложения коммерческого сектора выгодно отличаются от услуг подразделения Роспотребнадзора гибкими ценами и более современным составом препаратов. Но удивительно, что редкий игрок при эом не стремится быть похожим на службу официального ведомства. Компании нередко играют с названиями. Например, "Служба СЭС Саратов", или "СЭС Энгельс". Это отсылка к Санэпидемстанции, как раньше назывались региональные управления Роспотребнадзора. Кое-где эффект усиливается фразами "сайт официальной санэпидслужбы", "городская СЭС", "городская дезинфекция" и гербовой символикой.

Маркетолог Максим Исаев из компании "ГлавДезЦентр" замечает, что компании выбирают такие названия, которые им позволяет выбирать законодательство. А что касается копирования официальных сайтов, то этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы. "Во многих компаниях считают, что с таким оформлением сайтов, они получат больше обращений от клиентов. Скорее всего, герб России повышает доверие клиента к компании. И он ожидает не то, чтобы более качественную услугу, а надеется, что его не обманут и цены окажутся вполне подъемными. А весь процесс при этом будет безопасным и отвечающим нормам".

И, наконец, на рынке присутствует большая группа мелких игроков. Она образовалась после отмены обязательного лицензирования в конце нулевых годов благодаря невысокому входному билету в этот бизнес. По словам представителей сферы, для старта достаточно приобрести "генератор тумана, спецодежду и набор химии", посмотреть обучающее видео в интернете и дать объявление об услугах (на все это достаточно 30 тыс. руб.). В крупных компаниях называют таких участников рынка "пришлыми", "шабашниками", "частниками". Их обвиняют в том, что они сбивают ценник и подрывают доверие к профессиональному сообществу.

Эксперты замечают, что эта категория участников рынка заметно расширилась с приходом пандемии.

ecocitispb1.ru

"Рынки кишат тараканами"

Российский рынок дезинфекции и дезинсекции с 2014 года ежегодно рос на 12% и к 2019 году достиг 13,3 млрд руб. (оценки маркетингового агентства "ГидМаркет" на основе данных Росстата).

В прошлом году, как утверждают аналитики, спрос на услуги дезинфекции резко выросли из-за пандемии коронавируса и необходимости проводить карантинные мероприятия. В январе—мае 2020-го количество поисковых запросов в "Яндексе" на услуги дезинфекции увеличилось в 2,4 раза, а спрос на услуги дезинсекции, не связанной с пандемией, стал больше на 11%. То есть, рынок рос в пределах среднегодовых темпов за последние пять лет, замечает РБК. Издание приводит данные Роспотребнадзора о том, что в прошлом году число объектов, на которых была проведена профилактическая дезинфекция, выросло по сравнению с 2019 годом в 3,3 раза, до 988,9 тысяч.

Максим Исаев предполагает, что рост рынку обеспечило снижение числа недобросовестных подрядчиков, которые раньше служили барьером для обращений клиентов и изменение отношения к проблемам санитарии. "Люди приходят к тому, что жить по соседству с насекомыми и животными, которые являются источниками определенных угроз, не только эстетически, но и для здоровья все же не нормально".

Маркетолог согласен с ростом спроса на обработку помещений от SARS-CoV-2. "Популярность услуги возросла тогда, когда стало понятно, что это с нами надолго. Частные лица обращаются с этим вопросом гораздо реже. А среди бизнесменов, владельцев брендов есть много тех, кто занимается этим не потому, что от них потребовали, а потому что беспокоятся о безопасности своих клиентов и сотрудников". Представитель службы дезинфекции рассказал, что на волне спроса появилась новая услуга — по очистке вентиляции от пыли и прочих отложений. Раньше специалисты проводили лишь дезинфекцию вентиляционных каналов.

Средний ценник на обработку двухкомнатной квартиры от коронавируса равен 3 тыс. руб., офиса площадью 100 кв. м — 5 тыс. руб.

rus-dez.ru

Представители региональных компаний не соглашаются с выводами о росте рынка и сохранении спроса на услуги с приходом коронавируса. Засомневались в данных о росте в компании "БИО64". А в компании "Дезсар" заявили: "С наступлением пандемии мы потеряли как и все. Как только закрылись все рестораны и кафе в Саратове, они тут же перестали делать обработки. Кто будет делать дезинфекцию, если нет выручки? А общепит, это грубо говоря, единственное, на чем мы держимся. Им сократили рабочий день и большинство закрылись. Мы потеряли клиентов и деньги. Под шумок управляющие компании отказались от обработки подвалов, хотя должны делать это два раза в год и ежеквартально проводить дератизацию".

Эксперт утверждает, что в Саратове юридические лица часто игнорируют обработки от коронавируса, за исключением компаний, чьи головные офисы расположены в Москве или Санкт-Петербурге. В таких помещениях дезинфекция проводится один раз в неделю или 2 раза в месяц. Обработки от насекомых и грызунов в городе также явно требуют увеличения периодичности: "У нас рынки кишат тараканами, страшно зайти. Ночью полы шевелятся". Между тем, собеседник "СарБК" заверил, что в регионе предоставляют широкий спектр услуг, и в том числе, здесь можно организовать проведение так называемого пест-контроля (научно-обоснованная технология воздействия на сообщества животных-вредителей). Но спрос на него есть только у компаний с иностранными учредителями.

"Сертифицированные специалисты" и "сознательные клиенты"

Для введения обязательного лицензирования деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, будут внесены поправки в закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". И если они будут приняты, то прописанные требования вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Максим Исаев считает, что вслед за введением обязательного лицензирования, изменения в сфере дезинфекции, дезинсекции и дератизации продолжатся. "Предполагаю, что государство думает о том, как ввести необходимый уровень санитарии повсеместно, в плане обязанностей не только служб дезинфекции, но и тех, кто обращается за этой услугой. Как минимум, юридических лиц. Потому, что общественные места - это места повышенного риска не только, когда есть пандемия. У нас есть сезонные заболевания, сезонные насекомые. И то, что у нас сегодня во главе угла стоит ковид, говорит о том, что мы еще не научились с ним жить и эффективно бороться. Если посмотреть на ситуацию глобально, то тоже самое необходимо делать не только в период пандемии. Поэтому, мы должны прийти к тому, что на рынке будут только сертифицированные специалисты и, надеюсь, более сознательные клиенты".

Эксперт рекомендует при выборе компании для выполнения дезинфекции обращать внимание на опыт и квалификацию сотрудников, сведения о лицензии, информацию о поставщике химических препаратов и их ассортимент, а также на наличие положительных отзывов и благодарственных писем.

В управлении Роспотребнадзора по Саратовской области, замечают, что выявленные специалистами нарушения при проведении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации касались занижения концентрации рабочих растворов, уменьшения площади и кратности дератизационных обработок.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2021-09-27/8121.html