ФОКУС ГОРОДА 21:47, 14.10.2022

Темы недели: капремонт на нуле, разрядившийся завод, недетская жестокость

Взнос и ныне там

От редакции

Коллапс подкрался незаметно. Нельзя сказать, чтобы в сфере капитального ремонта жилья не было проблем: они возникли с самого начала введения этого механизма в 2014 году, когда государство переложило бремя починки жилья на плечи граждан. Сначала власти пришлось столкнуться с тотальным недоверием граждан, которые не хотели платить новые взносы (многие и до сих пор не хотят). Потом серьезные изъяны обнаружились в реализации идеи. В общем, капремонт был и остается темой социально острой.

Но в круговерти коронавируса, а потом и в печали спецоперации все о нем забыли — не до этого. И вот на уходящей неделе вспомнили — и прослезились. Итог обсуждения, состоявшегося в стенах областной думы: система капремонта в Саратовской области окончательно перестала работать. Во-первых, подрядчикам задолжали 300 млн рублей. Причиной этого стал возникший в ноябре 2020 года дефицит средств на счете регоператора. Естественно, что после этого интерес подрядных организаций к проведению этого вида работ значительного снизился – кому охота работать даром? В 2020 году подрядчикам выплатили 1,9 млрд, в прошлом — 751 млн, в этом — 499 млн.

К концу 2020 года из-за дефицита средств в фонде капремонта райадминистрациям стали поступать претензии от подрядчиков о неисполнении условий договоров в части оплаты, были приостановлены их функции в качестве техзаказчика, произошел отток подрядчиков, которых привлекали очень непросто, - они не могут без достаточного объема оборотных средств одновременно проводить работы на нескольких объектах и выходят на следующий аукцион только после получения оплаты. Несостоявшимися признаются 95% аукционов, по Саратову исполнение краткосрочного плана в 2021 году составило около 20%, в этом году – стремится к нулю.

Фото СарБК

Зампред городского комитета по ЖКХ Наталия Даниленко предположила, что такими темпами в областном центре значительно ухудшится состояние жилфонда и увеличится число аварийных домов. На совещании в думе были высказаны два выхода из ситуации. Коммунисты, например, предложили обратиться за помощью к федеральному бюджету, т. е. частично вернуть тот механизм, что существовал 8 лет назад. Их коллеги из "Единой России" решили, что негоже выносить сор из избы и что нужно как-то справляться самим. А с дефицитом средств бороться... правильно, повышением платежей! Тогда, в 2014 году, в Саратове был установлен минимальный тариф в 6,33 рубля за квадратный метр, и с тех пор чиновники боялись его индексировать. Теперь же, по некоторым данным, экономически обоснованная плата выросла уже до 10 рублей, а то и выше. И этот вариант, судя по всему, будет в ближайшее время серьезно обсуждаться.

Мнение эксперта

Борис Чернодед, предприниматель, гендиректор компании "Лафит Плюс"

А кто захочет работать себе в убыток? На мой взгляд, причина в следующем. В основном такие подряды не авансируются. То есть подрядчик вынужден выполнять работы за свои деньги в надежде, что ему потом заплатят сумму, указанную в контракте. Но это невыгодно, у подрядчика нет столько оборотных средств. Я несколько лет назад пытался этим заниматься, но понял, что это очень невыгодно! Выгодно было только мягкую кровлю крыть, и то – только если берешь несколько домов. Я больше этим не занимаюсь. Условия неприемлемые, а требования очень жесткие. К тому же, поскольку заказчики государственные, то у них и расценки государственные, а они совершенно не отражают ситуацию на рынке. В итоге подрядчик все делает за свои деньги, требования к нему очень жесткие, а оплата – по госрасценкам… А если, как вы говорите, им еще и не платят, то кто вообще захочет этим заниматься!

Фото: телеграм-канал губернатора Романа Бусаргина

Заряда хватило ненадолго

От редакции

Губернатор Роман Бусаргин очень любит посещать успешные предприятия, рассказывать о том, как они увеличивают объемы производства, вкладывают деньги в развитие и поднимают зарплаты рабочим. В декабре 2021 года, еще будучи председателем правительства, он побывал на Саратовском заводе автономных источников тока. Тогда говорилось, что предприятие выбралось из кризиса, стало получать заказы после прихода эффективного инвестора — дочерней структуры "Трансмашхолдинга".

Министерство промышленности области в то же время сообщало, что завод выполняет заказ для московского метро. В марте этого года на заводе сменился директор, а в дела АИТ вошел Росатом, видимо, также заинтересованный в аккумуляторах. В апреле завод вошел в число системообразующих предприятий, которые могут рассчитывать на особое внимание государства.

Но позитивного запала хватило ненадолго. В последние дни с завода приходят тревожные вести. На предыдущей неделе стало известно, что у предприятия отключили воду за долги (после переговоров с КВС вроде бы включили). Примерно в то же время "Завод АИТ" подал в арбитражный суд области иск о собственном банкротстве — спустя считанные дни после того, как прекратил действовать мораторий на банкротство юрлиц.

У тех, кто следил за делами предприятия последние годы, возникает стойкое ощущение дежа-вю. В 2016 году завод уже уходил в банкротство, тогда будучи в форме публичного акционерного общества (процедура эта, кстати, еще тянется). Тогда владельцам АИТ удалось провернуть комбинацию "оздоровления" предприятия: производственный комплекс путем нехитрых манипуляций был передан одноименному ООО (тому самому, к которому приложил руку "эффективный инвестор"), а старая оболочка ПАО мирно утонула вместе с долгами на сотни миллионов. Недовольны оказались разве что только налоговики, которые пытались еще каким-то образом заполучить средства в бюджет, но ничего сделать не смогли.

Фото: телеграм-канал губернатора Романа Бусаргина

И вот снова крупные претензии налоговой службы, теперь уже к ООО. Если верить объяснениям предприятия, которые передал минпром, то новая процедура банкротства вновь задумана в оздоровительных целях. Якобы руководство надеется воспользоваться возможностью заключения мирового соглашения, которая предусматривается процедурой банкротства. Готовы ли к такому соглашению налоговики — еще неизвестно. Для предприятия платежи в бюджет — это вообще больной вопрос. В предыдущие годы в отношении директоров завода не раз возбуждались уголовные дела за уход от уплаты налогов.

"Завод автономных источников тока" ведет свою историю с 1933 года как первый в СССР завод по производству щелочных аккумуляторов. Позже на заводе выпускали щелочные никель-кадмиевые аккумуляторы, батареи для использования на железных дорогах, в нефтяной отрасли и на предприятиях городского электротранспорта. По данным на декабрь 2021-го, на предприятии работали 815 человек. Впрочем, похоже власти региона пока не очень обеспокоены рисками потерять крупное предприятие с 90-летней историей. Хотя губернатор на него, судя по всему, в ближайшее время уже не поедет.

Фото: телеграм-канал губернатора Романа Бусаргина

Мнение эксперта

Юрий Пужалин, руководитель ООО "БРИИК"

Пока трудно сказать, что ждет предприятие. Если предприятие подало иск о банкротстве – у него как минимум должны быть признаки несостоятельности. И это не право, а обязанность директора – с согласия собственников, естественно – подать такой иск. Накопить долг больше 1 млрд рублей, основная масса которого, — это задолженность перед налоговой – это надо было постараться, надо было очень долго копить. Не знаю, у кого сейчас задолженность больше…

В рамках этого банкротного дела будет назначен наблюдающий, будет составлен антикризисный план, в котором должны быть сроки погашения долга, в том числе и перед налоговой, ей тоже нужны какие-то основания для предоставления рассрочки платежей и так далее.

А выплывет предприятие или нет, сказать сложно. Надо понимать, какой у него портфель заказов, есть ли они вообще, сможет ли оно заработать столько, чтобы расплатиться с кредиторами.

Две сестры

От редакции

Всегда кажется, что после самых разных ужасов, которые нам подкидывают криминальные сводки, нас уже ничто не может шокировать. И тем не менее, действительность все время находит возможность переплюнуть саму себя.

В Саратовской области произошло новое чудовищное преступление против ребенка. Вечером 13 октября в квартире по улице Батавина мать нашла истерзанное тело своей мертвой 10-летней дочери. Криминалисты нашли на нем множественные ножевые ранения, а также "следы термического воздействия".

Дальше стало еще хуже: в преступлении подозревается 14-летняя сестра погибшей. С ней проводятся следственные действия. Что еще может открыться в этой истории — какие мотивы, какой мрак на дне человеческой души — даже страшно представить. И, как часто бывает, внешне все обстояло совершенно благополучно.

Кажется, что в последние годы масштабы жестокости к детям (и жестокости самих детей) только увеличиваются. Возможно, мы просто склонны фиксировать внимание на таких запредельных случаях. А их за последние три года произошло больше десятка, и каждое вызывает шок и недоумение. И хотя невменяемыми были признаны лишь некоторые преступники, в каждом таком случае очевидны признаки если не безумия, то психического нездоровья точно.

При этом, согласно официальной статистике, все вполне благополучно: по итогам 8 месяцев этого года количество преступлений против детей в Саратовской области сократилось на 10%, на сексуальной почве — на 45%. Однако, кажется, количественные показатели все-таки чего-то не учитывают.

Психиатры и психологи нередко списывают "сдвиги" на внешние стрессовые факторы: кризисы, коронавирус, агрессивный новостной фон, льющийся со всех сторон поток насилия и ненависти. Общим местом стало винить игры, соцсети, мультипликацию, кино, да даже вполне безобидные с виду субкультуры вроде аниме. Увы, люди (и дети в первую очередь) стали более близки и уязвимы к любому травмирующему опыту — для этого достаточно протянуть руку к смартфону. Зачастую слабая психика остается один на один с этим постоянным давлением.

Мнение эксперта

Алексей Старцев, психиатр

Сама история потрясает жестокостью и абсолютной непредсказуемостью. Эмоций очень много, но я сейчас попытаюсь немного поумерить свои чувства и говорить, как специалист, как психиатр.

Все обстоятельства и причины мы пока не знаем, их будет выяснять следствие. Первое, что приходит на ум, хотя в официальных источниках и не было такой информации – это психическая патология. Человек может совершать подобные действия в психозе, например, под влиянием бреда, голосов, под влиянием психических патологий его картина мира может быть далека от реальной. Например, внутри ему кажется, что он защищается от кого-то.

Но, если честно, этот случай мне не кажется похожим на психическую патологию.

Может быть, здесь есть влияние компьютерных игр, где игрок должен стрелять, убивать. Человек, а тем более подросток, может 1000 раз убить противника в компьютерной игре, а в 1001-й - схватиться за оружие в реальной жизни. Может быть. чтобы предотвратить подобные случаи, нам надо одеть какой-то "намордник" на игры, порождающие агрессию и жестокость?

Еще на что хотел бы обратить внимание. Судя по фото и видео, трагедия произошла на кухне. Кухня – это место, где в легком доступе есть ножи, вилки, какие-то другие колюще-режущие предметы. У Высоцкого в песне поется "Развязали, но вилки попрятали…", да и я помню, как, когда только начинал работать в психиатрии, мы у пациентов стационара проверяли наличие таких предметов… В общем, я хочу сказать, что если бы какая-то ситуация, которая произошла, разыгралась бы в другой комнате, возможно, трагедии удалось бы избежать.

И еще один момент. Вы обратили внимание, что кухня в ярко-красных тонах? Красный цвет вызывает тревогу и будоражит психику. Я ничего не имею против этого цвета в принципе, но то, что трагедия произошла именно на кухне, кухня в тревожно-красных тонах, это наводит на некоторые мысли.

Как предотвратить такие вещи? Наверное, быть более внимательными друг к другу, к окружающим. На учете семья не состояла, соседей не беспокоила, но что там происходило внутри, мы пока не знаем.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2022-10-14/8460.html