Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

ZEBRA - Саратов. Новый вид искусства

  • 10:21, 17 апреля 2008
  • Комментариев[0]
21-й век породил новый вид искусства, новый жанр, в котором органично переплелись видео и поэзия - poetry video. В 2001 году в Риге был проведен первый фестиваль Word in Motion ("Слово в движении") текст-группой "Орбита", работающей в жанре поэтического видео.
В самом деле, прозу экранизируют уже больше века, то почему бы ни экранизировать поэзию? Русский композитор Скрябин еще в начале прошлого века произведением для света и звука "Поэма экстаза" доказал, что межвидовое скрещивание в искусстве, синтез искусств может быть вполне успешным. И не зря сами же литераторы часто сетуют на то, что современная литература плохо знает все обширное многообразие современного искусства, к которому и она принадлежит, но слишком замыкается в себе.

Зарождение жанра
Жанр "видеопоэзия" очень активно развивается в Европе, в России его впервые взяли на вооружение перформансисты, чья инсценированная поэзия более всего была подготовлена к такого рода повороту событий мировой культурной жизни. Вначале это был видеоряд, включавший коллажи и фотографии с наложенным на них текстом, который сочетался с электронной музыкой и живым чтением произведений, некоторые строчки из которых можно было прочитать в качестве подписей к фотографиям на экране. Таким образом, создавался эффект как бы случайного наложения трех "дорожек" - видео, аудио и текста.
Официальной датой рождения видеопоэзии в России можно назвать 30 июня 2006 года, а местом - фестивальный шатер "Коктебель" Московского международного открытого книжного фестиваля, прошедшего в ЦДХ. Совмещение стихов с визуальным рядом - теперь довольно распространенная практика. Сначала поэты просто выбирали нейтральный видеоряд, и читали стихи под проекцию. Позднее появился жанр "видеопоэтического клипа", идея которого по сути та же, что и музыкального клипа в формате канала MTV. Режиссеру предлагается поэтический текст, который он переводит на визуальный язык, интерпретируя стихотворение исходя из его образной логики или сюжета. Поэзию, поданную в форме клипа, всегда очень хорошо и живо принимает публика, которая в наше время гораздо больше ориентирована на восприятие изображения, нежели на традиционное "чтение со сцены".
В Германии импульс к появлению видеопоэзии шел от "слэмов" - конкурсов живых авторских чтений. Немецких сценических поэтов объединяет проект "SpokenWordBerlin": его создатель - Вольф Хоэкамп, родоначальник немецкого слэма, в конце 90-х в одиночку прививший эту англоязычную традицию к немецкой поэзии настолько прочно, что теперь слэмы регулярно проходят в 70-ти немецких городах.

ZEBRA - Саратов. Есть контакт
А на прошлой неделе впервые в Саратове, в клубе "Machine head" при участии Немецкого культурного центра имени Гёте и саратовского Дома Кино, был презентирован международный фестиваль "ZEBRA Poetry Film Award" (ЗЕБРА). Международная премия видеопоэзии "Зебра" - один из проектов "Берлинских литературных мастерских". Каждые два года БЛМ проводит Конкурс поэтического видео, демонстрируя новейшие достижения этого динамичного жанра, создающегося на пересечении поэзии, кино и медиа-искусства.
Берлинская Литературная мастерская - место встречи авторов со всего света. Она представляет публике литературные произведения, используя медиальные формы и организуя художественные акции, в центре которых - искусство слова. Известность и уважение в мире эта организация снискала благодаря четырем направлениям своей деятельности: международные проекты, развитие поэтических форм, акции и произведения, сочетающие литературу с другими видами искусств, а также поддержка начинающих авторов.
Можно сказать, что постепенно обозначился "большой стиль" "Зебры" - сочетание артхаузного кинематографа и отчетливо актерской манеры поэтического чтения. В Европе на телеканале "Арте" поэтические клипы попадают в межпрограммное вещание наравне с музыкальными. Опыт Zebra Award демонстрирует общемировой уровень видеопоэзии.
Искусство кино играет в этом жанре не вспомогательную, а скорее ведущую роль, а поэтическое произведение служит отправной точкой и источником вдохновения для режиссера. Поэтическому тексту, однако, оказывается должное уважение, и стихотворение звучит за кадром или даже появляется на экране в графическом виде. Стилевое разнообразие фильмов варьируется от мультипликации и компьютерной графики до короткометражного игрового кино.
На третий по счету форум в 2006 году было прислано 600 лент из 51-ой страны, что говорит о растущей популярности этого жанра. В международной отборочной комиссии и конкурсном жюри активно участвуют признанные представители кино, литературы и СМИ. Удивительно, что до сих пор россияне не принимали участия в этом конкурсе. Знаменательно также и то, что Саратов вошел в число городов, с которыми "законтачила" Берлинская литературная мастерская. В самом деле, где как не в России искать эту удивительную "русскую душу", выраженную в поэтическом творчестве? Выступая в Саратове, куратор Берлинской литературной мастерской Эрик Энгельбрахт сделал акцент на том, что оцениваться видеоклип будет прежде всего по качеству стихотворного произведения, взятого за основу. В интервью он пояснил, что центром фильма должна быть поэзия, изображение - вторично, это должно быть не видеоарт с подтекстовкой, а текст, обрамленный видеорядом.
Так что современные молодые люди, пришедшие в литературу по преимуществу не с филфаков и пытающиеся выделиться исключительно визуальным языком, или чьи выступления все чаще похожи на шоу с музыкой и ди-джеями, должны помнить, что пытаться трансформировать поэтическое высказывание и приближать его к актуальному формату можно, в данном случае, только если есть, так сказать, информационный повод - стихотворное произведение, имеющее самостоятельную художественную ценность.

"Поп-корн", "Пылающие холмы" и "После серых будней"
Причем это может быть даже одностишие. Все гениальное просто - один из роликов, показанных в клубе "Machine head", назывался "Поп-корн". На тротуаре, возможно, посреди проезжей части, два человека, разместив деревянную рамку - строку, выкладывают из воздушной кукурузы гениальную фразу. Не успевает русскоязычный читатель перевести ее - как налетают голуби, и великая фраза стихотворения буквально разлетается по городу на крыльях сизарей.
Для презентации в Саратове были отобраны как "классические", так и самые новые работы - короткометражки, экранизирующие поэтические тексты участников. Поиск новых творческих методов визуализации поэзии привел авторов к новым синтетическим формам - так, например, в самой продолжительной из включенных в программу работ "Пылающие холмы" (Канада) автор прибегает к средствам анимационного видео. "Любовь есть закон" - это новостной телевыпуск со всеми "законами жанра", вплоть до телемоста. "После серых будней" - документальное видео о задёрганной многодетной матери-поэтессе в малюсенькой квартирке с кроликами и засилием игрушек (в каких проживает большинство германских больших семей! - Эрик Энгельбрахт), молящей всего лишь о часе свободы и находящей одну минуту тишины, засунув голову в гигантский надувной шар из числа тех же игрушек, откуда ее, впрочем, довольно быстро вызволяет любящее семейство, проколов хрупкое убежище поэта.
Зрители также познакомились с несколькими работами саратовцев, которые будут участвовать в 4-ом фестивале "Зебра" в октябре этого года. Отбор фильмов уже начался, их можно присылать в Берлинскую литературную мастерскую (условия конкурса на английском и немецком языках на www.literaturwerkstatt.org).

"Плохой "Эдип"
Поэзия расширяет свои границы, становясь трехмерной, визуальной, интерактивной - и еще какой, даже представить пока трудно. В Китае в честь какого-то праздника люди собираются и рисуют мокрыми кисточками стихи на нагретом солнцем асфальте. Красивые сами по себе иероглифы и вложенный в них поэтический смысл живут всего несколько минут, но именно эта быстротечность заставляет ощутить "дух поэзии", ее природу. Возможно, именно союз с новыми технологиями способен дать современной поэзии шанс вернуться из узких кругов клубных завсегдатаев к "народу", широкому читателю, потерянному, казалось, безвозвратно с распадом советской литературной системы.
Конечно, поэзия не должна идти на поводу ни у читателя, ни у компьютера или другой умной машинки. Но всегда стремиться к небывалому и сверхновому - это ведь совсем в ее духе, в этом секрет ее вечной молодости и актуальности. И если как-нибудь из любопытства она захочет вступить в союз, скажем, с архитектурой мостовых конструкций - значит, она свято верит в вечность своего слова.
Презентация фестиваля "Зебра" в Саратове закончилась поздней ночью, когда был показан последний из видеоклипов, который сам куратор, не говорящий по-русски, определил как "плохой". За основу было взято шуточное, фривольное стихотворение Ронга (он же режиссер, Великобритания, 2005 год) "Эдип". Древняя трагедия о греческом царе Эдипе, по неведению женившемся на своей матери, убив соперника-отца, отчего произошло современное выражение "эдипов комплекс", было интерпретировано для современного зрителя несколько шокирующим образом. Парень, решивший в отсутствие родителей позабавиться сам с собой, пошел в ванную, прихватив глянцевый журнал, но на замок запереться забыл. Разглядывая таким образом отвязных девиц, он дошел до 82-ой страницы, где обнаружил фотографию собственной матери. Потом еще. Это была целая серия фото. И тут - жестокая судьба - на пороге ванной комнаты стоял отец и видел не только сына, но и жену! Поскольку остановиться парень не сумел, отца от ярости хватил смертельный удар. Конец плохого фильма. Мораль: секс без дивчины - признак дурачины.
Несмотря на явные арт-провокации (как, например, неоднозначный в Год семьи в России фильм "Просто скажите НЕТ семейным ценностям") для саратовцев и зарубежных гостей фестиваль стал настоящим праздником всевозможных поэтических форм, причем в выступлениях участников явственно ощущалось некое триединство слова написанного, слова звучащего и слова "изображенного" (фото или видео). Атмосфера фестиваля была почти карнавальной, с восхищенными выкриками озарений и неожиданными проявлениями публичного эпатажа. Думается, что у фестиваля с таким ярким и запоминающимся началом в России будет большое будущее.
Во Всемирной литафише даже поговаривают об открытии портала "Поэтическое видео" (www.ipoems.ru).

Алина Успенская

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Снег растаял, проблемы остались. Специалисты не исключают повторного обмеления Волги в этом году   Снег растаял, проблемы остались. Специалисты не исключают повторного обмеления Волги в этом году Ленты российских информационных агентств продолжают сообщать о движении высокой воды. В зоне паводка находятся Оренбургская, Курганская, Тюменская, Томская области, районы Дальнего Востока. В Саратовской области тема весеннего половодья тоже остается в повестке дня....
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 апреля 2008
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x