НОВОСТИ 17.06.2008 10:00

Арт-бизнес. Мимо Саратова с деньгами

В России - новая мода на культуру и искусство. В первую очередь на те их сегменты, что красиво "упакованы" и во всех отношениях дорого стоят. Ведущие отечественные СМИ теперь часто и подробно рассказывают о результатах российских и зарубежных аукционов по продаже предметов искусства, а сами аукционные дома теперь привозят перед торгами предметы продажи в Москву на специальные показы. Олигархи принялись скупать чуть ли не оптом знаменитые коллекции декоративно-прикладного искусства и живопись стоимостью в миллионы "у.е.". В авангарде растущего арт-бизнеса встали, естественно, галереи, которые появляются по всей стране как грибы после хорошего дождя. Причем некоторые - с бюджетами, которым позавидует иной музей. Саратов, судя по всему, пока остается в стороне от этого любопытного процесса. Почему?

Шедевры в ассортименте
Бизнес на предметах культуры и искусства - обширная тема. Один рынок антиквариата чего стоит. Структуры арт-бизнеса многочисленны и разнообразны, но одним из самых важных посредников во всем мире между Рынком и Творцом является такой институт, как галерея. Вокруг них группируются художники и экспертное сообщество, а сами галеристы не только занимаются поиском талантов, но также финансируют их "творческие муки" и "раскручивают" до уровня новых звезд.
Наиболее впечатляющие темпы развития галерейного бизнеса в нашей стране демонстрирует, разумеется, столица. В последние годы Москва просто "ломится" от денег, которые их обладатели готовы тратить на повышение "качества жизни". Арт-менеджеры всего мира осознали этот факт еще несколько лет назад. Поэтому теперь в столице проходит множество мероприятий, ряд которых серьезно претендуют на "мировой" статус.
С позиции развития галерейного бизнеса особый интерес представляет, к примеру, московский Салон изящных искусств, который в начале июня уже в пятый раз прошел в столице. Любой такой Салон - это, фактически, музей с отличной коллекцией искусства "всех времен и народов", экспонаты которого можно еще и купить. Западные галеристы везут в Россию все, что душе угодно - от подлинных античных скульптур и антиквариата, которым владели королевские фамилии Европы, до творений самых известных современных художников.
Другой пример - международная ярмарка "Арт Москва", которая прошла в мае в 12-й раз. Рост арт-рынка в России и числа потенциальных покупателей неплохо иллюстрируют данные этого мероприятия: в 2004 году в ярмарке участвовали 45 галерей, в 2007 - уже 73. А в этом году вообще устроили отбор: из двухсот с лишним заявок галерей удовлетворили только 45. Автору этих строк удалось побывать на Салоне изящных искусств 2006 года и на "Арт-Москве" 2007-го. Общее впечатление: в Саратове даже на выставках "обычного" бизнеса (нефть, газ, строительство, автопром, инвестиции) ничего похожего на выставки искусства по размаху и качеству экспозиций еще никогда не было.

Не продается вдохновенье
Нетрудно догадаться, что общая ситуация с развитием арт-бизнеса в наших широтах совершенно иная. Заведений, имеющих слово "галерея" в своем названии, даже в областном центре в настоящее время всего три. История саратовского галерейного дела началась в 90-е годы. Сегодня в городе работают галерея "Феникс", созданная в 1994 году, "Эстетика", появившаяся в то же время и открывшаяся несколько лет назад галерея "Белая". Бума на рынке искусства, который демонстрируют Москва и другие города страны, местные галеристы не чувствуют. Заработать на искусстве в провинциальном городе очень и очень тяжело, говорят они.
Причин для этой ситуации несколько. Начнем хотя бы с того, что за десятилетия советского строя наших сограждан долго и упорно приучали к тому, что настоящее искусство может быть только в музее, но никак не в квартире или в доме. Навык обладания им был попросту утерян. Кроме того, огромное количество предметов искусства было "вымыто" из собственности россиян, поскольку сначала "громили буржуев", затем объявили все мало-мальски значимое государственной собственностью, а потом еще и случилась Великая отечественная война. К тому же в течение многих лет советские граждане и сами нередко попросту выкидывали предметы искусства, не осознавая их подлинной стоимости. В СМИ можно встретить немало историй, когда, к примеру, для установки новой полированной 'стенки' советские трудящиеся без сожаления расставались с мебелью музейной ценности. Теперь запасники российских музеев битком набиты предметами, которые в других странах, где не строили коммунизм, находятся в домах людей и переходят из рук в руки по законам рынка. У музеев попросту нет места, чтобы хотя бы раз все эти предметы показать. А на отечественном рынке при этом из предметов культуры и искусства мало что можно купить.
Впрочем, настоящая саратовская фундаментальная проблема для галеристов - это отсутствие платежеспособного спроса. В регионе попросту все еще мало людей, которые могут позволить себе обладать настоящим искусством. А те, что могут, зачастую не хотят, поскольку либо не понимают, "зачем оно надо", либо банально не разбираются, "что такое хорошо, и что такое плохо". Низкий культурной уровень саратовцев, включая людей, которые могли бы покупать искусство, эксперты называют второй фундаментальной причиной отсутствия арт-бума в регионе. Из живописи, к примеру, наибольшим спросом пользуется реализм и всякие "шишкины". Галеристы объясняют это тем, что вкус нашей "элиты" и богатых людей был сформирован учебниками типа "Родная речь", где Шишкин, Айвазовский и "иже с ними" были в обязательном порядке. А официальная позиция властей СССР не приветствовала любые "-измы", кроме реализма.
Впрочем, любовь к нему и непонимание прочих художественных стилей - это еще полбеды. Куда неприятнее для галеристов, что многим состоятельным согражданам, по большому счету, все равно, что повесить на стенку - настоящую картину или полиграфическое изделие, выпущенное большим тиражом. Галеристы сокрушаются, что постеры в России могут стоить не меньше хорошей картины. И мало того, что стоят - еще и успешно продаются. Для "цивилизованного" мира эта ситуация - нонсенс. В результате действия всех этих факторов галерист в нашей стране, особенно в регионах, стоит перед дилеммой - потакать вкусам, сформированным "Родной речью" или заниматься просветительством публики себе в убыток. Судя по личным впечатлениям от местных галерей, выбор делается в пользу здравомыслия и потенциальной прибыли.

На злобу дня
Надо сказать, что к восприятию современного искусства человек действительно должен быть в определенной степени подготовлен. Людям, которые считают, что искусство - это упомянутый Шишкин и великие итальянцы, вроде Леонардо и Рафаэля, наверняка было бы трудно понять, в чем была "прелесть" выставки "актуального искусства", которая прошла в середине мая на саратовском заводе "Стекломонтаж" в рамках "Ночи музеев". Отвращение вполне закономерно могла уже внушить сама площадка (пыль, грязь, разруха). А авангардное творчество местных художников, вроде инсталляций из всякого найденного прямо на заводе хлама, в такой обстановке без необходимых пояснений воспринимать практически невозможно, при всей незаурядности отдельных работ.
Не удивительно, если некоторые посетители выставки на заводе сделали вывод о том, что современное искусство - это не только что-то непонятное, но и вообще довольно несимпатичное, а то и уродливое. Ярмарка "Арт Москва", конечно, более "гламурное" мероприятие, но там актуального искусства как раз тоже хватает. Что оно собой представляет, если посмотреть на него глазами не посетителя полуразвалившегося цеха саратовского завода, а зрителя, который пришел бы год назад в Центральный Дом художника? Начнем с того, что актуальным оно становится потому, что использует образы и темы современности. На стенде одной из галерей можно было увидеть "актуализированную" копию картины русского художника Ивана Билибина, известного своими иллюстрациями к сказкам. Герой на ней смотрит из леса на город с теремами. "Прикол" картины в том, что на теремах присутствует фирменный логотип "Макдональдса".
Галерея "Риджина" демонстрировала картину, на которой жутковатого вида рыцарь в латах был нарисован с головой Путина, у ног его был поверженный змий, а рядом под шапкой Мономаха фигурировал логотип ЮКОСа.
Одна из картин на стенде галереи "Айдан" была "пересказом" популярного в советские годы сюжета про борцов революции, когда у упавшего на булыжную мостовую рядом с трамвайными рельсами и крышкой люка человека его соратник подхватывает флаг. На упомянутой картине есть и мостовая, и рельсы с люком. Только красное знамя там с паучьей символикой. И держит его человек-паук в черном костюме, а поднимает из его рук человек-паук в красном.
Другая галерея презентовала на ярмарке проект "Русский Голливуд" - большие фотографии легендарных звезд советского экрана, но с "гламурным блеском" в прямом смысле слова: фото были украшены блестками, стразами, камнями, бусинами, золотой и серебряной краской. Там можно было увидеть Ирину Скобцеву в платье а-ля нынешний Голливуд с нимбом из лучей над головой, Марину Ладынину с поросенком в руках, "излучающую" славу или Любовь Орлову - в перьях и со скрипичным ключом в руке. Рама ее картины была щедро декорирована "огламуренными" гербами СССР. Идеи проекта вполне читаемы. По крайней мере, после такой выставки ни у кого не повернется язык сказать, что "наши звезды" были чем-то хуже звезд Голливуда той же поры. Напротив - как только их поместили в "звездные" рамы и антураж, становится особенно очевидным, что эти люди входили в число самых красивых людей своей страны.
К активно-растущему сектору современного искусства относится и фотография. На "Арт Москве" год назад, к примеру, на стенде одной из западных галерей можно было увидеть изумительные большие фотографии с видами разных городов, по цене в 900-1 300 евро. И это не предел нынешних цен на фото.
Обзвонив местные галереи, можно сделать печальный вывод: в Саратове в настоящее время ни одна из них не продает художественные фотографии. Почему? Не понятно.

Бессребреники
Творения современных российских художников уже стоят очень серьезных денег. Произведения саратовцев, разумеется, гораздо более доступны. По словам галеристов, цены на них начинаются буквально от нескольких сотен рублей (за маленький этюд, к примеру, или "акварельку"). Предел среднего художника - 10-15 тыс. А цены на картины известных и востребованных на рынке художников могут доходить и до 200 тыс. руб.
Те, кто инвестирует в предметы искусства, есть и в Саратове. Но число их ничтожно мало, и все галеристы их хорошо знают.
Все это приводит к тому, что содержание галереи в Саратове - это все, что угодно, но не прибыльное дело. Именно поэтому каждой галерее пришлось найти свой собственный рецепт для нормальной деятельности. В "Фениксе" работает багетная мастерская, галерея "Белая" специализируется на антиквариате, а "Эстетика" является частью большой и успешной коммерческой структуры.
Другим фактором, позволяющим существовать несмотря на вялость рынка, галеристы называют собственное помещение. Делать арт-бизнес на арендованных площадях в Саратове - задача супер-сложная.
При всем этом немногочисленные игроки этого рынка не только понимают, что больших денег тут не заработаешь, но и не ставят это своей целью. Галерея - это образ жизни. Это утверждение справедливо для любой страны. Но в Саратове арт-бизнес образом жизни и ограничивается. По крайней мере, пока.

Денис Смирнов

Адрес страницы на сайте: http://news.sarbc.ru/main/2008/06/17/80657.html
Саратов Бизнес Консалтинг