НОВОСТИ 10.10.2013 09:45

Предложены меры против "пожирания" торговыми сетями маленьких магазинов

Торговые сети "пожирают" маленькие магазины - за последние несколько лет доля мелких торговых предприятий сократилась на треть, свидетельствуют эксперты. "Сегодня в России не хватает несколько сот тысяч таких магазинчиков", - подтвердил вице-президент "ОПОРА России" Владислав Корочкин.

В Госдуму внесен законопроект, призванный увеличить число магазинов шаговой доступности, создать конкуренцию, "вынудить" малый торговый бизнес снизить цены. По расчетам экспертов они могут упасть на 5%.

Чтобы вернуть россиянам магазины "в соседнем доме", депутаты предложили изменить понятие "торговая сеть". Если сейчас так можно называть больше двух магазинов под общим названием, то авторы документа предлагают называть так "совокупность десяти и более торговых объектов общей площадью не менее 50 кв. м. каждый".

"Действующим законом о торговле установлен широкий перечень запретов, адресованных торговым сетям, а также их поставщикам, - пояснил автор документа депутат Госдумы Балаш Балашов. - Речь идет, к примеру, о запрете дискриминации поставщиков и навязывании невыгодных условий поставки, всех дополнительных выплат поставщиками торговым сетям - так называемых "бонусов" - и ряде других". Когда на мелкие точки такие запреты распространяться не будут, у них появится больше свободы выбора и действий. Хотя этот тезис, согласитесь, вызывает вопросы. Все-таки совсем отпустить накрутку бонусов на усмотрение магазина было бы не совсем логично. Впрочем, это не единственная преференция. "Маленькие магазины, в отличие от сетей, не обязаны оплачивать товар в течение 10 дней после поставки, - добавил Корочкин. - А это означает послабления при получении товарных кредитов, что должно заметно улучшить структуру оборотного капитала".

Мировой опыт показывает, что так называемые "соседские" магазины выживают только там, где государство ограничивает крупных ретейлеров. Например, в Австрии, где супермаркеты обязаны закрываться в 19 час. - в самый час пик, в воскресенье и вовсе не могут работать. В США торговля крепким алкоголем в супермаркетах запрещена. В Германии, где подобные ограничения сняты, только за последние несколько лет число магазинов шаговой доступности сократилось на 40%. В России, если брать общую статистику, количество сетевых супермаркетов давно перевалило за 60%, а в крупных городах маленькие магазины и вовсе можно пересчитать по пальцам. В некоторых районах негде купить хлеб, молоко, пиво и алкоголь. За этими товарами приходится ехать в супермаркеты.

Если удастся увеличить число магазинчиков в мегаполисах, большой популярностью у народа, по мнению председателя Союза потребителей России Петра Шелища, будут пользоваться специализированные магазины, торгующие каким-то определенным товаром, - колбасные, молочные, кондитерские. "Несетевым точкам надо научиться работать с маленькими производителями - пекарнями, колбасными цехами, пивоварнями, с которыми отказываются сегодня работать крупные супермаркеты, - уверен он. - Новые магазинчики вполне могут найти себе нишу в этой области, не создавая конкуренции сетям".

Адрес страницы на сайте: http://news.sarbc.ru/main/2013/10/10/143688.html
Саратов Бизнес Консалтинг