Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Изображая жертву торговли. Привычка покупать - дешево и со скандалом

  • 12:02, 18 декабря 2013
  • Комментариев[12]
Масштабные исследования промышленного производства бытовой техники, обуви, мебели на территории России и зарубежных стран показали, что заряд прочности изделий вплотную приблизились к их сроку годности. На этом основывается принцип востребованности продукта. К чему выпускать прибор или пару обуви, которые не потребуют замены долгие годы? К чему устраивать проблемы со сбытом новых моделей? Не удивительно, что параллельно среди потребителей продолжает развиваться такое явление, как потребительский экстремизм. И, как считают правозащитники, это вполне предсказуемый ответ юридически подкованной части населения недобросовестным производителям и лукавым продавцам.
Изображая жертву торговли. Привычка покупать - дешево и со скандалом

Злоупотребление правом
Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей" призван защищать права тех покупателей, которые невольно оказались жертвой недобросовестных продавцов. Но в последние годы появился целый класс потребителей, манипулирующих нормами закона в корыстных целях.

В России первооткрывателями потребительского экстремизма стали братья Кузнецовы, в 2002 году решившие, что один из крупнейших производителей прохладительных напитков может помочь им стать немного богаче. Они предъявили 5 бутылок из смеси популярного шипучего напитка и битого стекла и потребовали у компании 100 тысяч рублей. В случае отказа пригрозили судебным разбирательством и публикациями в СМИ. Однако в результате расследования выяснилось, что опасный напиток не был куплен в магазине, а бракованные бутылки просто украл с завода один из братьев, некоторое время проработавший на предприятии в должности грузчика. С того времени скандалы подобного рода стали возникать то в одном, то в другом регионе.

Саратовские продавцы сетуют: наибольший наплыв покупателей ­ "экстремистов" наблюдается перед новогодними праздниками и выпускными вечерами. Народ приобретает обновки, аккуратно заправляет ценники, "выгуливает" новую вещичку и через несколько дней приходит в магазин с грамотно оформленной претензией в письменном виде и требует вернуть деньги за вещь, которая якобы не подошла по размеру (фасону, расцветке и тд).

Если по внешнему виду покупки видно, что она была в употреблении, продавцы или администраторы пытаются вежливо объяснить клиенту, что согласно статье 25 закону РФ "О защите прав потребителей" обменять или вернуть деньги можно за новый товар, который если и носили, то только дома. То есть, у него должны быть сохранены все фабричные ярлыки и товарный вид. Но если у покупателя существует цель: купить, одеть один раз на праздник и вернуть обратно, он использует для этого все способы.

Как рассказывает Марина Петракова, директор одного из ИП, один покупатель­"экстремист" может сильно сбить спрос. " Ассортимент моего товара: женские платья, офисные и вечерние, строгие деловые костюмы. В канун прошлых новогодних праздников у нас появилась покупательница и потребовала заменить на новое или отдать деньги за платье, которое они приобрела 10 дней назад – сообщила, что оно ее полнит, и размер, указанный на этикетке не соответствует реальному. На платье были сохранены все ярлыки, но присутствовали явные следы носки и даже небольшое пятнышко. Однако покупательница стала кричать, что мы торгуем ношеными вещами, и эту модель якобы, до нее перемерила половина покупателей, а теперь мы пытаемся свалить вину на нее. За время  тридцатиминутного скандала из отдела ушли четверо покупателей, еще двое начали придирчиво рассматривать выбранные вещи. На следующий день история повторилась, и через два дня – тоже. Понятно, что такая "антиреклама" нам ни к чему, хотя можно было бы отдать купленное платье на экспертизу и доказать неправоту покупательницы. Но в тот момент решили просто отдать 5 тысяч рублей и не связываться".

Но через несколько месяцев та же покупательница снова пришла в отдел и купила дорогой строгий костюм. Через неделю опять принесла обратно и все с той же претензией и требованием вернуть деньги. Но в этот раз предприниматель решила настоять на своем: отдала товар на экспертизу, которая доказала, что костюм имеет следы носки и даже прошел через химчистку(!). Потребителю пришлось уйти ни с чем.

Как говорят саратовские правозащитники, в мелкие торговые точки потребители-экстремисты приходят не очень часто. Основное поле их деятельности ­ - крупные магазины, торгующие брэндовой одеждой, обувью и аксессуарами. Солидные бутики не хотят портить себе имидж, берегут клиентов и поэтому не решаются судиться с подобными покупателями. Проще вернуть деньги и дело с концом.

Известный саратовский обувной магазин на проспекте Кирова подобных покупателей уже знает в лицо. Как и администраторы дорогих отделов торговых центров. А опытные "экстремисты" отлично знают дефекты, скажем той же обуви, обнаружение которых экспертизой поможет вернуть деньги за недолго ношеные, но уже надоевшие ботинки или босоножки. В частности, к таким дефектам относятся сквозные повреждения обуви, неправильное соединение деталей, неразглаженный шов, плохое соединение швов, неправильно поставленный каблук, выступающие механические крепители и другие дефекты.

­"У нас был случай, когда покупатель приобрел ботинки, которые уже имели небольшой брак, ­ рассказывает юрист Александр Попов. – Он поносил обувь месяц, после чего не предупредив продавца, вообще не сообщая о своих намерениях магазину, пошел в экспертную организацию и сделал экспертизу на собственные деньги (это стоит около 800 рублей). Получил заключение, о том, что в обуви обнаружен существенный дефект. С этим заключением обратился в магазин, где ему сразу же предложили вернуть деньги за бракованные ботинки и проведенную экспертизу. Но этого оказалось мало, покупатель пригрозил обратиться в суд и взыскать сумму за моральный вред. Так как магазину не
хотелось порочить свое имя и участвовать в судебных тяжбах, договорились на 50% скидку еще двух пар обуви из новой коллекции".

Дорого, да мило, дешево, да гнило?
Впрочем, вернуть один­-два раза одетый, но доброкачественный товар в магазин не так­-то и легко. Поскольку есть большой шанс, что экспертиза выявит обман. А вот если вещь некачественная и имеет брак, шанс на возврат денег возрастает в разы.

Как рассказал Сергей Шакин, председатель Саратовского областного общественного фонда "Защита прав потребителей", чаще всего саратовские покупатели возвращают верхние вещи – дорогие шубы, дубленки. Носят сезон, а потом приходят в магазин и указывают, что вещь некачественная – к примеру, окрашивает одежду. Экспертиза показывает дефект и действительно, потребитель может получить свои деньги обратно.

­"Конечно, по закону потребитель прав – вещь изначально была некачественной, ­ говорит Сергей Шакин. – Но ведь это не мешало ему ходить в ней несколько месяцев. Поэтому есть саратовцы, которые этим активно пользуются: покупают, сдают, снова покупают".

Каждый сезон новая вещь – очень удобно
  Слова правозащитника подтверждает и известный саратовский эксперт. "­Перед концом зимнего сезона, в начале марта потребители начинают нести нам зимнюю одежду: мол, тут некачественно, здесь брак, хотя сами носили ее сезон. Это не может не насторожить, ­ говорит Галина Тутик, эксперт товарной экспертизы по товарам потребительского рынка "Бюро товарных экспертиз". – Но, конечно, нужно признать – у нас продается очень много некачественного товара. И даже высокая цена не гарантирует качество. Если бы качество одежды и обуви было на высоте, такое явление, как потребительский экстремизм, думаю, не имело бы больших масштабов. Честным же потребителям, которые не преследуют цель обмануть магазин, советую при любых сомнениях, возникших по качеству одежды или обуви сначала обратиться в товарную экспертизу. Хотя бы просто, на консультацию, узнать если смысл бороться за свои права, или нет".

История в деталях
Отдельная песня – возврат техники, такой как ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны и т.п. Как это происходит? Да очень просто. К примеру, покупатель купил цифровой диктофон, почти сразу нашел в нем какой­то недостаток, который для него не столь важен. Пользовался им несколько месяцев, а перед истечением срока гарантии вернул продавцу. Причем последний обязан отдать потребителю именно ту сумму, которая указана в чеке, хотя через год (средний срок гарантии) товар может стоить уже в два раза дешевле.

Формально все по закону, и потребитель прав. Буквально на днях один из местных магазинов бытовой техники столкнулся с еще одним похожим случаем. Покупатель за три дня до окончания гарантийного срока вернул магазину плазменный телевизор под предлогом того, что за год не смог разобраться в настройках. Причем потребовал не только вернуть стоимость товара, но еще и заплатить компенсацию за моральный ущерб. Не исключено, что магазину придется раскошелиться на дополнительные 10 тысяч рублей, в которые обиженный потребитель оценил свои "моральные страдания".

Но особенно потребители любят сотовые телефоны и ноутбуки. ­Покупатели очень расстраиваются, когда узнают, что экспертиза не нашла в товаре дефекта, и даже просят что­-нибудь в нем сломать, чтобы можно было вернуть обратно в магазин, ­ рассказывает Роман Сидоров, руководитель ООО "Саратовский Центр Экспертиз". ­ "Обычно бывает как: приходят потребители, приносят сотовый телефон и говорят, что он "зависает", "глючит", начинаем проверять – все в порядке. Покупатель недоволен, из чего можно сделать вывод: либо телефон устарел, либо захотелось новый, а денег нет, и таким образом хочется "сдать" старый и купить новый. Ноутбуки – отдельная тема. Во время экспертизы мы находим следы жидкостей, то есть, технику заливают кофе, чаем, при этом потребитель делает большие глаза и говорит: ничего не
знаю, ничем не заливал. И такие случаи бывают каждый месяц. Хочу отметить, что за последние несколько лет случаи так называемого потребительского экстремизма стало больше, в разы больше".

Юристы указывают: опытные покупатели очень часто могут обратить закон в свою пользу. Тем более, как было указано выше, качественного товара становится все меньше, а значит, расширяется поле деятельности для покупателей, использующих "дыры" в законодательстве в свою пользу. Как шутят правозащитники, не исключено, что скоро помимо защиты прав потребителей потребуется законодательный акт, защищающий права продавцов. Нонсенс? Почему же? Скорее, правда жизни.

Автор: Елена Михайленко
Похожие материалы
  • 22.06.2015, 11:00 Н@блюдатель. "Освящение" Сталина и Радаев на футболке Прошлая неделя задала жару - не только в метеорологическом, но и в новостном смысле. Почти детективная история с поиском исполнителя и заказчика "портрета Радаева" на дороге, нежданный скандал с освящением "иконы" со Сталиным, очередное отравление в детском лагере, прекращение эвакуации автомобилей - вот волны, которые больше всего тревожили спокойную гладь саратовского информационного пространства.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 18 декабря 2013
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x