Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Кандидаты на выезд. Какие еще автопроизводители могут покинуть российский рынок

  • 10:41, 2 декабря 2014
  • Комментариев[2]
Forbes составил список автомобильных брендов, которые ушли из России в 2014 году, дополнив перечень компаниями, для которых сворачивание бизнеса в России может стать наилучшим решением. Некоторые "кандидаты на выход" еще не делали официальных заявлений, а отдельные игроки даже намереваются увеличить продажи. Но если российская экономика не начнет ускоренно расти, рассчитывать на успех этим маркам будет практически невозможно.
Кандидаты на выезд. Какие еще автопроизводители могут покинуть российский рынок

С января по октябрь 2014 года в России было куплено 1,991 млн автомобилей, что на 12,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По  прогнозам автопроизводителей, в ближайшие годы российский авторынок будет стабильно сокращаться на 10-15% в зависимости от политической ситуации и состояния экономики. Причем, падение на 10% автопроизводители называют оптимистичным прогнозом, который сбудется, если страны ЕС и Россия откажутся от обоюдных санкций уже в следующем году.

Население перестает покупать автомобили из-за сокращения реальных доходов, повышения цен на топливо и страховку. Пока дилеры еще не успели отреагировать на падение курса национальной валюты, но уже в декабре 2014 года цены на новые машины в розничной продаже вырастут на несколько процентов.

В наименее выгодном положении оказались зарубежные компании из Японии, Европы и США, у которых нет локализованного производства в  России. Для таких марок падение курса рубля означает неизбежное повышение розничных цен и снижение рентабельности. Вместо того, чтобы бороться за сокращающийся рынок, таким компаниям проще свернуть бизнес– это избавит автопроизводителей от излишних затрат и защитит от вероятных убытков.

SEAT

Самый громким оказался уход с российского рынка компании SEAT. Испанская марка несколько раз пыталась закрепиться в России, но неудачно – нынешний исход SEAT четвертый. В 2014 году в России было продано 1324 автомобиля этого бренда, в 2013-м ― более трех тысяч. Для масштабов концерна Volkswagen, которому принадлежит марка, это капля в море – только за 2013 год концерна реализовал в России 303 000 автомобилей. SEAT, по  сравнению с другими брендами VW, оказался наименее готов к российским реалиям: никакой локализации, все машины привозили из Европы. Из-за падения курса рубля продажи стали невыгодными. Пока автомобили этой марки еще остаются у дилеров, но машины исчезнут из салонов, как только россияне раскупят остатки.

Dodge
Американский производитель пикапов и минивэнов Dodge не прижился в России. За 2013 год бренд не смог продать и двух сотен машин, а в 2014-м покупателей нашли всего 26 автомобилей. Причины низкой востребованности – относительная "нераскрученность" марки по сравнению с более известными конкурентами, высокий налог, которым облагается мощный американский мотор, немаленькая цена машин и, конечно, общее падение рынка. К тому же, владеющий брендом Dodge концерн Fiat предпочитает продвигать в Европе свою головную марку, оставляя Dodge на откуп Америке и Австралии. Даже удивительно, что Dodge прожил в России так долго – в соседних странах аналогичные машины давно продаются под маркой Fiat.

Luxgen
Тайваньский автопроизводитель Luxgen с самого прихода в Россию в 2012 году пытался не соответствовать репутации очередного китайского бренда: компания делала ставку на концепцию "премиальности" и всячески подчеркивала свой высокий статус. Убедить российских покупателей не получилось: поклонники топ-класса все равно предпочитали "немцев" или "японцев", а желающие сэкономить выбирали более доступные аналоги из континентального Китая. На заводе в российском Черкесске рабочие собрали около 700 Luxgen 7 – из них только 146 машин были проданы. Все это время тайваньские кроссоверы стремительно дешевели – но даже итоговая цена в 960 000 рублей за базовую комплектацию не смогла привлечь покупателей. Осенью компания свернула производство, а дилеры прекратили продажи: большинство российских партнеров Luxgen переключились на торговлю более дешевыми и популярными китайскими машинами.

ZAZ
Автомобили Запорожского автомобильного завода поставлялись в Россию до лета 2014 года, пока число выпускаемых машин не стало исчисляться единицами. Чтобы избежать разорения из-за низкого спроса, в октябре украинский производитель ушел на трехмесячные каникулы, а сотрудников отправил в бессрочный отпуск. К этому моменту российские продажи ZAZ уже остановились: купить Sens или Vida в данный момент можно, только если у кого-то из дилеров остался последний экземпляр.

"Богдан"
Первой компанией, которая свернула продажи в России в 2014 году, стала украинская корпорация "Богдан". Продажи личных автомобилей на Украине просели еще сильней, чем в России, а работать себе в убыток завод не намерен: из-за снижения покупательской способности предприятию пришлось сначала уменьшить число выпускаемых машин, а затем остановиться вовсе. Компания может остаться на плаву за счет госзаказов и выпуска автобусов, но с легковым транспортом, похоже, покончено: после начала военных действий на востоке Украины сборка гражданских автомобилей в этой стране стала нерентабельной.

Chrysler
В ближайшем будущем к пятерке покинувших Россию брендов может присоединиться Chrysler. За 2014 год американский производитель продал в России 145 машин – очень мало для компании с 90-летней историей и миллиардными оборотами. В данный момент Chrysler входит в один альянс с Fiat  и уход бренда может стать логичным продолжением политики концерна по оптимизации затрат, а также позволит Fiat сосредоточиться на продвижении собственной, более знакомой россиянам марки.

FAW
На российском рынке доля старейшего автопроизводителя Китая, компании FAW, не превышает статистическую погрешность. Подконтрольный китайскому правительству концерн намного проигрывает своим конкурентам из Chery, Lifan и Geely ― причем у трех последних либо уже есть, либо скоро будут собственные предприятия, тогда как уровень локализации FAW близок к нулю. Автопроизводитель уже уходил из России в 2010 году на фоне спада продаж.

JAC Motors
Снова китайцы – но теперь еще менее известные, чем FAW. В 2013 году компания JAC Motors из Хэфэя планировала продавать в России сразу пять разных моделей, ввезенных через Украину и собранных на мощностях "Богдана". С крахом последнего об этих планах пришлось забыть. На какое-то время JAC Motors исчезла из России, но в настоящее время пытается вернуться, благодаря новым дилерам, местному производству и прямым поставкам из Китая. Шансов закрепиться на рынке как никогда мало: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые полгода 2014 года совокупные продажи китайских автомобилей в России упали на 13%. За десять месяцев 2014-го компания JAC Motors продала в России 349 кроссоверов S5, собранных в Карачаево-Черкесии. Другие модели официально не продавались.

BYD
Шэньчжэньская компания BYD в первый раз пришла в Россию в 2011 году: в тот момент производство седанов F3 организовали на заводе в Таганроге. Спустя два года терпящий бедствие ТагАЗ прекратил выпуск BYD, но в 2014 году автопроизводитель вернулся на отечественный рынок сразу с тремя моделями. Особого ажиотажа BYD не вызвал: в составленном АЕБ рейтинге представленных в России китайских брендов компания занимает последнее место, уступая даже поставщику грузовиков Foton. Против компании из Шэньчжэня слабый рубль, недоверие автовладельцев и неясные перспективы местной сборки. В кризис прежде всего страдают производители бюджетных моделей, а BYD как раз из таких.

Alfa Romeo
С одной стороны, в пользу сворачивания российской программы Alfa Romeo говорит экономика: слишком высокая цена автомобилей, дорогое обслуживание, штучный спрос и незначительные продажи, которые не поправишь ни одной рекламной кампанией. К тому же, итальянская марка входит все в тот же альянс Fiat Chrysler Automobiles, которому не привыкать сокращать свой бизнес в России. В то же время, за сохранение Alfa Romeo говорит один красноречивый факт: спрос на эти машины никогда не был высоким, но это не остановило Fiat от вывода марки на российский рынок.

Alfa Romeo – сугубо нишевый продукт, интересный только поклонникам бренда. Alfa Romeo покупают не из прагматических побуждений ― здесь на первом месте идут эмоции. Лишать себя столь преданных клиентов в кризис было бы неразумно. И все же, в топ-менеджменте Fiat Chrysler умеют считать деньги – если продажи Alfa Romeo не достигнут расчетных показателей, марку вполне могут вывести из России "по экономическим соображениям".

Автор: Антон Погорельский, "Форбс"
Похожие материалы
  • 28.04.2022, 13:00 Бум перепродаж. Саратовцы стали чаще покупать подержанные вещи

    По данным игроков российского ресейла (перепродажи вещей), за первые три месяца этого года оборот на рынке б/у предметов гардероба вырос почти вдвое. Эксперты объясняют это повышением цен на новые товары после скачка курса доллара и уходом из России модных брендов. Впрочем, рост вторичных продаж прогнозировался еще до кризиса-2022. Аналогичная картина наблюдалась и в сфере перепродажи автомобилей. Наблюдатели не сомневаются в развитии тренда осознанного потребления в разных направлениях. А некоторые участники рынка опасаются снижения покупательной способности даже в рамках бюджетных покупок. В детали философии секонд-хенда углубился СарБК.

  • 12.04.2018, 10:57 Эксперт: Цены на импортные автомобили вырастут на 10-15% Резкое снижение курса рубля приведет к подорожанию импортных автомобилей, заявили в Минпромторге. По прогнозам экспертов, цены на дорогие иномарки вырастут на 10-15%.
  • 14.03.2018, 14:29 "Крохотные цифры". Объем господдержки авторынка сократили в 2 раза Суммарный объем господдержки отечественного авторынка в 2018 году составит 34,4 млрд руб. Это в два раза меньше, чем в прошлом году (62,3 млрд руб.).
  • 07.03.2018, 13:16 СМИ: Российский авторынок продолжает стремительно расти Работающие в России производители легковых и легких коммерческих автомобилей подвели итоги февраля. Он оказался очень успешным для рынка.
  • 02.08.2017, 16:03 Россияне скупают легковые машины. Наблюдается "восстановительный" рост автокредитования Россияне ринулись покупать машины. За полгода они скупили более 600 тыс. новых легковушек, примерно половину из которых — в кредит. Россиян не останавливают высокие кредитные ставки, при том, что рост цен на легковушки с 2015 года выросли более чем на 40%, а сами россияне стали беднее на 20%.
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 2 декабря 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x