Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Блоги. Памяти Ошерова

  • 15:12, 3 июля 2019
  • Комментариев[6]
Уходят великие артисты. Недавно умер Саша Галко, без которого как будто не стало Саратовского театра драмы. Умер Юрий Ошеров – не стало Саратовского ТЮЗа. Театры – как артисты. Рождаются и умирают.

Мне крупно повезло, я знал многих выдающихся исполнителей, со многими работал. Капелян, Трещалов, Веригин, Гафт, Ефремов, Табаков.

На кино ссылаться легче: те, кто ушёл, оставили себя на плёнке. С театром всё сложнее – это древнейшее искусство эфемерно, снимать спектакли – неблагодарное дело, почти всегда из этого ничего не получается, это как с анимациями полотен живописцев: небольшая ошибка в движении, эффект потерян. Получается, что, как и некоторые пьесы не нуждаются в сценическом воплощении, так и большинство спектаклей невозможно экранизировать.

Ошеров был легендой и при жизни Саратовского ТЮЗа, некогда блиставшего на всё, тогда ещё не "пост" советское пространство. Человек, который мог разговаривать глазами. Держать паузу. Настоящая магия перевоплощения. Редчайшее качество. Для артиста современного театра, который загибается под гнётом непосильного груза: сохранить себя в столь странно меняющимся мире, когда, словно новые головы Горгоны, возникают новые виды цензуры: сперва была тоталитарная, потом – коммерческая, теперь – царствуют обе, со множеством подвидов.

Мы встретились с Юрием Петровичем за две недели до трагедии, он провёл меня в свой кабинет в недрах Нового здания Саратовского ТЮЗа, я не знаю, кто выбрал ему это место, но я бы пожелал проектировщикам сего здания бросить профессию и никогда больше этим не заниматься.

По роду деятельности, мне приходилось бывать во многих театрах, новый ТЮЗ Саратова – это драматургия абсурда, всё бы ничего, но это здание опасно для жизни.

Я предложил Ошерову для постановки свою давнюю пьесу "Дядя Саша", которую я адаптировал специально для "возрождённой" из пепла старой сцены ТЮЗа (это был киносценарий), она ему понравилась, он стал делать режиссёрские ремарки. Возможно, что текст и сейчас лежит у него на письменном столе.

"Насмешка зла", как говорила Марина Ивановна Цветаева. Наверное, то, что случилось с "последним из магикан", можно сравнить с падением на поле брани.

Театр – это цех повышенного риска, не лучше буровой. Я сам, на гастролях в Киеве, когда он был ещё советским, играя герцога Лозэна в "Фортуне" Марины Ивановны Цветаевой, во время сценической драки, которую мы исполняли с покойным Женей Виноградовым, провалился в оркестровую яму, и практически сломал себе шею, знаменитый Дикуль, слава Богу, чудесным образом помог, но то было ровно тридцать лет назад, случись это сейчас – скорее всего, не помог бы никто. Нынешняя звезда МХАТ, Серёжа Сосновский, в спектакле по пьесе Клайва Пэтона "Додо", исполняя нелетающую птицу, приземлился на сцену и сломал себе ногу так, что два года назад её ему всё-таки ампутировали, и таких случаев немало. Бесконечные поиски в сценическом искусстве рождают риски, как и в цирке – травмы, в том числе и со смертельным исходом, порой случаются. Бывает, что артисты умирают и от тоски по сцене. Такое случается чаще всего.

Есть материнское напутствие в известной песне: "Если смерти, то мгновенной, если раны – небольшой". Смерть Юрия Петровича Ошерова стала отнюдь не мгновенной, а рана – смертельной.

Считается, что для профессионала закончить жизнь на рабочем месте – это нормальный финал. Но театр – это всё ж таки не война, и реальных смертей в нём быть не должно. 

Комментарии - 6
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
  • Пострел
    А зачем артист сменил отчество?Стеснялся национальности?Нация любая хороша и еврейская не самая плохая.
    3 Июля, 15:52
  • Русский патриот русского Отечества.
    Я не помню названия этого советского фильма, но герой его точно также бродил по зданию весь фильм (артист Фарада) и говорил только одну фразу: "Ну, кто же так строит?" Новый ТЮЗ - это нечто удивительное внутри по своей безтолковости.
    3 Июля, 15:52
  • Пострел
    По-моему,не КАпелян,а КОпелян.
    3 Июля, 15:54
  • ихмиллион
    всегда раздражает когда в интервью или статье присутствует панибратство. ну какой Саша Галко? в статье надо "Александр Галко" писать
    3 Июля, 16:15
  • Хуцпа.
    Файвель, будем считать, это почти "Пётр" - это, во-первых, а во-вторых, будучи молоденьким артистиком в 60-е года в ТЮЗе, он работал под руководством знаменитого ЮРИЯ ПЕТРОВИЧА Киселёва (лауреата Сталинской премии, которую товарищ И.В.Сталин выдавал из собственного кармана) и сильно ему хотелось тоже быть режиссёром. Поэтому простим ему маленькую слабость тоже быть "Петровичем". Ну, и в-третьих, самое главное. Умирают артисты, а театры - НЕТ! Вы меня слышите, Алексей Дэлль-Василевский? Лишнего щёки надувать не надо!
    3 Июля, 16:20
  • ПОСТРЕЛУ
    Пострел, мне с подобными "переименованиями" приходилось сталкиваться не раз: сложные нерусские отчества не удобны для окружающих. Скажем, пришел к нам работать армянин по имени Арам Месропович, спросил, как нам будет удобнее его называть. Посоветовались и решили, что будем его звать Арам Миронович. Работали со мной два русских товарища, которых почему-то не устраивали их отчества. И стал Федор Аристархович Федором Александровичем, а Николай Севастьянович Николаем Сергеевичем. Работал со мной татарин по имени Алимжан, но представлялся он всем Алексеем. И таких примеров у меня много.
    3 Июля, 20:40
    , ответ для Пострел
Добавить комментарий
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 21 июля 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
Нашли ошибку
x