ФОКУС ГОРОДА 13:19, 11.03.2014

Блоги. Шоко-тур по городам Европы

Практически в каждой стране, по крайней мере, европейской, есть музей шоколада. В любом из них рассказывают, что эта сладость впервые появилась в Южной и Центральной Африке. Майя, а затем и ацтеки смешивали молотые и обжаренные какао-бобы с водой, добавляли жгучий перец и получали некую горьковатую смесь. "Шоколад" в переводе с ацтекского - "горькая вода". Видимо, по вкусовым качествам горькая вода на тот момент недалеко ушла от "огненной"…

Попав в Европу, этот напиток к 17-му веку стал горячим и сладким, но был доступен лишь состоятельным людям из-за дороговизны сырья. Блестящая идея одного голландца позволила делать шоколад твердым, а спустя еще лет около 100 его швейцарский коллега придумал добавлять в смесь из какао-масла и какао-порошка молоко. В итоге мы можем наслаждаться молочным шоколадом, производство которого в конце 19-го века наладил господин по фамилии Нестле. Спустя несколько лет его земляк по фамилии Линдт придумал шоколад коншировать (то есть подвергать длительной процедуре перемешивания – в течение нескольких десятков часов – насыщая массу воздухом).

Говорят, что швейцарцы надолго стали законодателями мод в кондитерском деле. Собственно, поехать в эту страну и не попробовать местный молочный – все равно, что побывать в Москве и не посетить Кремль. Досадное упущение! Потому что швейцарский шоколад – это песня. Классическая плитка – тонкая и легкая, и кажется, что звенит, когда откусываешь. А конфеты, приготовленные на основе какао-масла, изумляют многообразием начинок: крем-брюле с шоколадной крошкой, кокос, кофе, … Что немаловажно, и состав у них довольно-таки неплохой – без растительных жиров и ароматизаторов, чем зачастую грешат многие производители, удешевляя свой товар. Впрочем, швейцарский шоколад удовольствие – достаточно дорогое. Нет, не для местных жителей, уровень жизни которых едва ли не самый высокий, а для приезжих туристов. Особенно, если сравнивать его с не уступающим по своим вкусовым качествам немецким.

Мой любимый немецкий – это толстенькая квадратная плитка, которая выпускается вот уже более 100 лет. Мистер Риттер, когда придумывал ее, размышлял над тем, чтобы шоколад удобно отламывался. В центре Берлина действует кафе, чуть ли не единственное в мире, где можно попробовать десерты и кофе с тем самым шоколадом, и приготовить свой собственный десерт. В длинной, но довольно энергичной очереди надо успеть выбрать один из двух видов шоколада – белый или молочный и 3 начинки к нему, которые смешивают прямо на твоих глазах гостей кафе. Что касается начинок, то среди них есть как традиционные – орехи, изюм, печенье, так и весьма оригинальные: жевательные мармеладные медвежата, сухая малина, разноцветные шарики, наподобие тех, которыми посыпают в России пасхальные куличи. А в очереди к кассе удается понять все тонкости приготовления шоколада ручной работы: сначала его в специальном стаканчике смешивают с начинками, затем выкладывают в квадратную форму и долго, долго, долго разравнивают, то стуча по прилавку для более равномерного распределения полученной массы, то трясут над головой – примерно с той же целью. Но вот смесь приняла форму всех 16-ти квадратиков и ее отправляют в холодильник – минут на 40. Процесс простой, единственное, что я не могла понять, когда наблюдала за кондитерами, как они сдерживаются, чтобы не облизать лопатку или емкость для смеси. Воистину, с них, наверное, берут подписку об этом.

Одним словом, мой шоколад – молочный, с огромным фундуком, ванильными печенюшками лимонными ломтиками. Не понимаю, почему никто не наладил массовое производства десерта с таким наполнителем! Впрочем, гурманская Германия у многих ассоциируется не только с шоколадом, но и с марципаном. Маленький городок Любек – один из мировых производителей этой сладости.

А в крошечном государстве Люксембург за работой кондитеров можно наблюдать через прозрачнейшие витрины. Одно удовольствие смотреть как они с выдержкой ювелира приклеивают к пирожному "бирочку" из черного шоколада с печатью кондитерской, обладающей 100-летней историей.

Главной "фишкой" Брюсселя (помимо знаменитых писающих мальчика, девочки и собаки, а также скульптуры "Атомиум") стали "морские" конфеты из настоящего бельгийского шоколада. Морские звезды, раковины, устрицы с вкраплениями белого шоколада тают во рту. Примечательно, что с недавних пор они появились и в России – некоторые гипермаркеты с удовольствием предложат своим покупателям 200-граммовую коробку стоимостью чуть ли не в тысячу рублей. Примечательно, что в самой Бельгии эти же конфеты стоят гораздо дешевле, а состав – намного качественнее. Точнее, как утверждают знатоки, для России бельгийцы производят конфеты с более дешевым составом, поскольку наши требования ГОСТа это позволяют….

Мои симпатии к французскому шоколаду связаны с дизайнерскими талантами местных шоколатье. "Посмотри, как вкусно" - это о них. Начинки французы не прячут под толтым-толстым слоем шоколада. Все "изюминки", а также горошинки, бисеринки, орешинки они выставляют напоказ и аккуратно уложат в необыкновенно красивую упаковку. Все это великолепие занимает каждый квадратный сантиметр традиционных шоколадных магазинчиков. Побывать в таком шоколадном бутике, значит посетить одну из достопримечательностей Парижа.

Единственное, по моим наблюдениям, направление, где на шоколад можно не рассчитывать, это Скандинавия. Скандинавы, в борьбе с ожирением, взвинчивают цены на сладости и в супермаркетах обычно прячут шоколад в самые труднодоступные места. Может быть, спрос на их "Зеленый торт" (есть такое культовое именинное лакомство, которое покрывают слоем зеленого марципана — зрелище эстетическое, однако его вкусовые свойства уступают внешним данным, на мой взгляд) упал?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/blogs/evgenia/1913.html