Приведу разговор с водителем автобуса N2Д, который у меня состоялся накануне. "У вас теперь картой можно платить?" — поинтересовался я. "Можно", — ответил тот, а потом не вытерпел и добавил: "Только не нужно".
Потом он развил свою мысль: "Это все долго. Утром, в час пик, девушка какая-то платила, а за ней выстроилась вот такая очередь на выход. Она там прикладывала свой телефон, оплата все никак не проходила. Я ей говорю: выходите уже, не надо платить. А то люди ждут".
Не воспринимайте это как руководство к действию. А то возьмете на вооружение и будете таким образом отлынивать от платы за проезд.
Водители других автобусов этого маршрута на этой неделе вообще говорили, что у них никаких платежных терминалов нет. Наверное, от греха подальше.
И это при том, что инициатива-то правильная. Можно не таскать с собой мелочь, что здорово разгружает бумажник и карманы. И вообще поменьше думать о том, что в кошельке должна быть какая-то некрупная наличность. Кроме того, в случае отсутствия таковой можно расплатиться тем же мобильником.
Вот только технология, придуманная для удобства людей, почему-то, наоборот, создает неудобства и нервирует водителей и других пассажиров, заранее приготовивших деньги.
Единственный вариант, при котором безналичная оплата не будет создавать новых проблем, — это наличие кондукторов. Но уже и не вспомнишь, в каком году видели их последний раз в саратовских автобусах. Перевозчики постоянно плачутся, что работают на грани рентабельности и поэтому лишних работников давно не привлекают.
Другие варианты вряд ли помогут. Например, в Петербурге оплата происходит с помощью карт "Подорожник" через специальные устройства, закрепленные на поручнях в салоне. Это гораздо удобнее, водителю не нужно выполнять обязанности кассира. Но вот только в этом случае все равно нужен кондуктор, который бы проверял, заплатил пассажир или нет.
В Москве когда-то в транспорте были турникеты и оплачивать проезд приходилось на входе. Но это вообще не вариант — так очереди и задержки транспорта будут еще больше. В Нижнем Новгороде с терминалами по салону ходят именно кондукторы.
Реальность, как всегда, оказалась немного сложнее ожиданий. И на этом этапе главное, чтобы власти не разочаровались в собственной креативности и не свернули эксперимент как несостоявшийся. Перевозчикам, среди которых по-прежнему почти поголовно разные ИП, судя по всему, это даром не нужно. Тем более, что финансовые потоки в транспортной сфере всегда были, мягко говоря, непрозрачными, и держать кассу в каждом автобусе им невыгодно.