ФОКУС ГОРОДА 12:38, 15.05.2013

Блоги. Мост с "ятями" и "ерами", созданный пострадавшими от неурожая 1908 г. крестьянами

Один из них — в с. Клещевка. Он упирается в землю своими крепкими сваями с царских времен.

Проезжая, а тем более, проходя по нему, невозможно не остановиться. Мост приветствует прохожего своими бортиками — сохранившимися, видимо, в первозданном виде по краям и разрушенными в центре.

С одной из сторон сохранились две внушающие доверие чугунные таблички. Они, с допотными "ятями" и "ерами" сообщают нам, что мост был построен в 1909 году, "по проекту и под руководством техника Саратовского уездного земства С.Г.Грингоф под наблюдением помощника техника Ю.М. Вержбицкого, десятника В.А. Оситова и трудом пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян Пристанской и Вязовской волости". Во время царствования императора Николая Второго. Таблички массивные, добротные, прикручены к сооружению с помощью болтов размером с детский кулачок. И, видимо, не зря. На одной из них виднеются такие следы, будто массивный кусок чугуна пытались отковырнуть. Правда, следы повреждения также не свежи. Сколько лет назад это произошло? 30? 50? 80?

Снизу мост, который, к слову, возвышается над небольшим овражком, снизу выглядит, как новенький, будто и не было этих 100 лет.

Кто скажет, что, мол, нагрузка на этого "аксакала" не столь велика, немного ошибется: до недавнего времени через него проходил Вольский тракт, так сказать, федеральное направление в сторону Сызрани. Говорят, в 80-х по нему "КАМАЗ" "перли", груженые цементом. Где теперь они, и где мост?

За это ли, за свой преклонный возраст, он удостоился статуса объекта культурного наследия Саратовского района.

Вот и стоит себе этот мост, овеваемый летом пылью, а зимой — не знаю, чем, видимо, грязью, смешанной со снегом. Пережил не одну смену режима, не одну тонну цемента, не одну тысячу колес, наверное. И ничего с ним не будет...

Проезжая мимо, хочется не только выйти. Посмотреть, прикоснуться рукой к потемневшим от времени табличкам, но и поклониться. И мосту, и тем, "пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян".
Пусть он не обладает такими нежным изгибом, как мост "Саратов-Энгельс" и длина у него — пара десятков метров, но — чем не символ губернии?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/blogs/grigorii-grekov/1873.html