ФОКУС ГОРОДА 11:31, 24.11.2011

Модернизации умов не будет

Сегодня молодое поколение России подверглось всемирной глобализации. От нее не смог устоять даже самобытный Восток. Правда там смогли извлечь из западной системы образования рациональное зерно и из школ и вузов выходят хорошие специалисты — нужные стране. Они идут работать и разрабатывают не на словах, а на деле инновационные и прорывные технологии. Для нас стало привычным, что получившие высшее образование выбирают профессию не по специальности. Не случайно преподаватели вузов ужасаются с какими знаниями приходят абитуриенты. Причем речь идет о тех, кто успешно сдал ЕГЭ и набрал чуть ли не максимальное количество баллов. Возможно в умах чиновников, которые вводили тестовую систему проверки знаний, а значит и особую методику преподавания основных предметов, и витала благородная идея. Однако произошло все по принципу — хотели как лучше, а получилось как всегда. Разговоры же о снижении уровня коррупции в образовании скорее для наивных. Мне не дадут соврать тысячи родителей, дети которых недавно поступали в вузы. Я никогда не поверю, что, например, результаты ЕГЭ по русскому языку у нерусского населения России могут быть лучше всех. И что я должен думать, когда во время отдыха на одном из российских курортов местная жительница сокрушенно рассказывала, как родителям ее племянника пришлось отдать миллион рублей, чтобы поступить в один из вузов Краснодарского края.

Да, вроде граждан с высшим образованием у нас стало больше. Только я бы не стал работать с половиной из этих в высшей степени неучей. В СССР с их школьным багажом максимум им светило профучилище. И это было правильно — зато в стране были настоящие специалисты, которые опираясь на теоретические и проектные рекомендации коллег с высшим образованием, могли создать своими руками все что угодно. Может быть именно поэтому мы отправили в космос человека, а теперь не можем создать ничего лучше чем "Лада-Калина".

И все почему? Да потому что ни одному ребенку не будет интересно, только если он не вундеркинд, сидеть и слушать краткий отчет о Пунической войне или Куликовской битве в виде цифр и сухих сведений. Ребенку, который чуть отстал от школьной программы потому что он болел, из-за неблагополучной обстановки в семье или из-за смены учителя, сложно будет наверстать упущенное. С ним никто не будет сидеть, пока родители не наймут репетитора. Может быть мне не повезло с примерами современной школы, но я убежден, что нашим педагогам некогда заниматься отстающими — не успел, не понял — твои проблемы, идем дальше. Дело учителя отбарабанить урок, отчитаться за часы и дополнительную нагрузку и получить надбавку. Ему нет дела до того, что половина класса не усвоили принцип решения уравнений или не поняли теорему Пифагора.
А вот еще пример. Семиклассница пришла в школьную библиотеку и просит: "Дайте почитать книгу "Петр I". Ее в ответ отвечают: "Иди, девочка. Эту книгу надо читать в 10-м классе". Да что говорить о каком-то воспитании, когда вся страна кипит в поисках работы и зарабатывания денег.

Детям это не объяснишь. Именно поэтому им книги заменила всемирная паутина. Поколение пепси вместо обычного человеческого общения выбрало форумы, чаты, смс-общение и Вконтакте. Это ведь модно — сам Президент этим увлечен.

А что на выхлопе? Теперь средний российский школьник знает не больше, чем замордованный тестами западный учащийся колледжа. Для них кумирами стали Гарри Поттер и герои фильма "Сумерки", а самым модным словом — гламур. Возможно я не прав и некоторые скажут, что у каждого поколения свои герои, свои взгляды. Но останется ли при такой глобализации во всех нас что-то уникальное и не похожее на других? Сможем ли мы модернизироваться? Думаю, вряд ли.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/blogs/oleg-strogov/694.html