ФОКУС ГОРОДА 06:38, 26.10.2011

Оперативное наблюдение. Большой Брат следит за тобой

Начало рабочего дня. Меня встречают на проходной городской полиции фразой "А вы будете одна? Без оператора?" и ведут длинными лестницами и переходами в свежесозданный, по меркам мироздания, центр оперативного управления нарядами. В большом зале площадью чуть менее 300 кв.м. за мониторами сидят сотрудники ведомства — довольно молодые мужчины и женщины, причем заметного гендерного неравенства заметить не получается. На экранах, выведенных на стену и на плазменные панели — электронная карта города. "Видеосъемки не будет, работаем в обычном режиме" - говорит мой провожатый. Стоит отметить, что сотрудники центра не достали из-под столов спрятанные журналы, просто рассеялось некоторое "церемониальное" напряжение.

Центр оперативного управления нарядами был основан в 2009 году "для оптимизации системы управления силами и средствами, задействованными по охране общественного порядка на улицах города", сообщили в полиции города. В этом отношении Саратов был одним из "передовиков". При его открытии министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев отметил, что подобные центры должны быть открыты во всех регионах.

На создание ведомства было потрачено 150 млн. На 206 автопатрулей было установлено программное обеспечение "Курс" - система позиционирования, которая работает на базе спутниковых терминалов "Глонасс/GPS". В результате местоположение этих автомобилей отражается на электронной карте города в девяти диспетчерских центрах — дежурных частях.

Замначальника полиции города Александр Позиненко объяснил, что здесь аккумулируется вся информация об обстановке в городе. В центре, например, находится 8 рабочих мест дежурных службы "02". И когда саратовцы набирают этот номер, чтобы сообщить о каком-либо преступлении или нарушении, звонок направляется именно в этот центр. По регламенту, дежурный обязательно должен представиться и получить информацию от звонившего. "А если не представится? Потом ведь не выяснишь, кто виноват в том, что наряд не приехал", - интересуюсь я. "Да нет, они всегда представляются", - заверил Позиненко. Впрочем, из-за общего шума лично в этом убедиться мне не пришлось, осталось поверить замначальника полиции на слово.

В случае, если сведения, которые сообщает информатор, важные, они передаются оперативному дежурному, который направляет на место происшествия наряд милиции. "Среднее время реагирования составляет 5-10 мин., но мы стремимся свести его к минимуму", - отметил Позиненко. Оперативный дежурный может отследить на карте местоположение патрулей ДПС, например, и направить на место происшествия ближайший.

В это время один из сотрудников перезванивает заявителю: "Вы сообщили о происшествии и не представились". Начальник центра Андрей Яркин в своем комментарии нарисовал прямо-таки идиллическую картину: "Даже если звонок поступил с телефона-автомата, то определитель номера позволяет узнать, где он находится, и по камерам отследить звонившего". Это Вы про Саратов? - хотелось у него спросить.

Ответом стал пример. С помощью камер была установлена личность «телефонного террориста», который "поставил на уши" все правоохранительные органы в марте этого года. Тогда детский голос сообщил в УВД, что "на вокзале заложена бомба". С ж/д вокзала было эвакуировано 380 чел., с автовокзала — 120 чел., из аэропорта — 100 чел. Звонок поступил с таксофона на Радищева, и по видеозаписи полицейские установили, что о взрыве сообщил ученик первого класса воскресной школы Аткарска.

Анонимно люди сообщают и о менее значимых происшествиях. Полицейские заверили, что информация при отсутствии данных об информаторе все равно проверяется. Позиненко добавил, что сотрудники центра также периодически "отзваниваются" сообщавшим о происшествиях и выясняют, прибывали ли на место сотрудники полиции.
Всего за 9 мес. этого года сотрудники центра приняли почти 64 тыс. сообщений о происшествиях, то есть почти 230 сообщений в день.

Одним из новшеств центра является возможность наблюдать за оперативной обстановкой города через видеокамеры. В зале центра управления нарядами для этих целей оборудованы 8 рабочих мест, на экраны компьютеров которых выводятся изображения со 169-ти видеокамер. Часть "электронных наблюдателей" принадлежит правоохранительным органам, 39 — порталу "СарБК".

Сотрудники этого профиля выполняют непростую работу. Конечно, большинство "офисного планктона" вынуждено также в течении длительного времени "пялиться в монитор". Однако, такую работу, честно говоря, и себе не захочешь, и врагу не пожелаешь. Здесь не откроешь окно с какими-нибудь "Одноклассниками" или другой соцсетью, вместо этого — непрерывное видео, а то и несколько изображений с видеокамер в течении 24-х часов — именно столько длится смена большинства сотрудников центра оперативного управления нарядами. Из 33-х сотрудников, заступающих на службу одновременно только 7 работают по привычному обывателям графику: с девяти до шести.
"Конечно, у сотрудников есть возможность отдохнуть, перерывы для приема пищи. Это жизнь", - объяснил Позиненко. Мы подходим к одной из сотрудниц, просматривающей изображения с камер. "Мы не только контролируем ситуацию на улицах города, но и фиксируем различного рода нарушения. Вот сколько у Вас сегодня административок?» - обратился замначальника полиции к девушке, на мониторе перед которой развернуто изображение сразу с девяти камер. Она сверилась с журналом: "23". "А еще только 10 утра", - с гордостью отметил Позиненко.

Однако несмотря на такое позитивное отношение полиции к своему детищу, очевидно, что только камер для обеспечения порядка недостаточно. Например, во время рейда в рамках недавней операции "Улица" полицейские составили 72 протокола за распитие подростками спиртных напитков. Цифра небольшая, но есть сомнение, что при использовании одних только камер она была бы равна нулю. Сомнительно, что оператор видеонаблюдения будет сигнализировать патрулям о нарушениях, едва завидев человека с открытой бутылкой горячительного или подростка, расписывающего из баллончика маловажный с культурной точки зрения архитектурный объект — забор же можно считать архитектурным объектом? Да и велика вероятность, что нарушитель скроется до приезда патруля, и на заборе он напишет отнюдь не имя-фамилию и адрес регистрации. Вот и приходится на долю операторов, вероятнее всего, фиксация неправильно паркующихся и "криво" ездящих граждан. Тем более что номер госрегистрации на каждой машине есть, никого вычислять не надо: простые манипуляци — и вот он, протокол. Получите-распишитесь.

Тем не менее, в ближайшей перспективе городская полиция планирует установить еще 131 видеокамеру. "Чем больше будет камер, тем лучше, мы стремимся к этому», - поделился Позиненко. По его словам, количество преступлений там, где установлены камеры, резко снижается. «Плюс, с помощью видеокамер раскрываются резонансные преступления, например, похищение и убийство дочери саратовского бизнесмена", - добавил замначальника полиции. Речь идет о деле Ильнары Ягудиной, которая была похищена из Татарской национальной гимназии, где она училась. Камера видеонаблюдения зафиксировала, как девочку забрала из школы тетя ее одноклассницы. Благодаря записи удалось установить личность преступницы и раскрыть преступление. Видеозапись помогла установить обстоятельства аварии на пересечении Рабочей и Чапаева, когда "Порше Кайен" врезался в "двенадцатую", водитель которой от травм погибла.

В 2011 году путем видеонаблюдения сотрудники центра контролировали проведение 486-ти политических, 174-х культурно-массовых и 92-х развлекательных мероприятий.
Всего за 9 мес. выявлено 220,3 тыс. правонарушений, в суд направлено 5,5 тыс. материалов по делам об административных правонарушениях.

Одна из основных задач центра, по словам сотрудников полиции, не только наблюдать за оперативной обстановкой, но и предотвращать преступления. Однако механизм этого пресечения не совсем понятен. Закрадывается подозрение, что рядом с каждой видеокамерой установлено устройство для чтения мыслей. Правда, утренние сводки происшествий с многообразием преступлений и нарушений его рассеивают: о намерениях преступников у нас зачастую узнают постфактум, и потому "предотвращение преступлений" - это совсем по-гамлетовски - "слова, слова, слова". Не случайно мир без преступлений существует только на страницах утопических романов.

И все-таки глядя на функционирование ведомства, не думаешь о "потемкинских деревнях". Наблюдая за работой центра, особенно за операторами видеонаблюдения, чувствуешь себя героем среднестатистического американского фильма: не того, где напарник полицейского ушел за пончиками в самый важный момент, а ленты "главный-герой-пришел-и-спас-мир". Начинаешь осознавать, что "модернизация" - это не только громкое слово, которым ведомства прикрывают "слив" денег на невнятные цели, а и реально функционирующее оборудование.

На своем рабочем месте операторы видеонаблюдения выполняют функцию патрульно-постовых нарядов: присутствуют в значительной части города, не вставая с рабочего места. И если в детских произведениях советского периода потерявшимся малышам рекомендуют найти постового, то есть вероятность, что через 20-30 лет каждый младенец будет в случае опасности махать рукой в глазок видеокамеры.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2011-10-26/625.html