ФОКУС ГОРОДА 06:15, 19.07.2012

"Зеленая волна" на дорогах. Вернется ли в Саратов

Мой отец — автомобилист с почти 40-летним стажем. Он водил при Брежневе, Горбачеве, Ельцине, гоняет и сегодня — при Путине с Медведевым. "Зеленая волна!" - радуется он, если удается проскочить на зеленый сигнал светофора хотя бы два перекрестка подряд. А я недоумеваю: о чем это он?

Автомобилисты постарше еще помнят, как это - "лететь" на "железном коне" на скорости километров эдак 40 в час, а впереди — только дружелюбно мигающие зеленым глазом светофоры. И так - на протяжении всей Московской. "Зеленая волна" позволяла преодолеть одну из самых протяженных и загруженных транспортом (уже в то время) улиц Саратова (а какое-то время Московская, или пр. Ленина, была самой длинной улицей в Европе) за считанные минуты. Однако со временем с технической да и с моральной точки зрения существовавшая на тот момент система устарела, в 90-е годы окончательно перестала существовать. По словам сотрудников Госавтоинспекции, изначально предприятие, которое занималось системой "зеленой волны", находилось в федеральном подчинении, "а потом фактически перешло непонятно кому, непонятно, откуда оно питало финансы".

Однако, как сообщил замначальника ОГИБДД ГУ МВД по Саратовской области Юрий Носов, систему хотят возродить. Правда, сотрудник правоохранительных органов многократно оговорился: все это пока на уровне слухов, разговоров, за достоверность которых он на 100% ручаться не может, но... Пока называется только две саратовские улицы, которые может накрыть "зеленой волной": Чернышевского (по другим данным - Московская) и, как ни странно, Вольская. "Мне интересно, что будет именно с Вольской, - поделился своим мнением Носов. - Мне интересно, как они (инициаторы этого, если можно так выразиться "проекта") выкрутятся из той ситуации, что на Вольской некуда разгонять транспорт, но они заявляют, что там будет все хорошо". Юрий Носов подтвердил, что Вольская является "проблемной" не столько из-за большого количества ДТП, сколько из-за невысокой пропускной способности в часы пик, связанной с загруженностью улицы. "Я понимаю, на Чернышевской можно разогнать транспорт. Держишь табло, как раньше было, на котором указана скорость, с которой нужно ехать, чтобы попасть в "зеленую волну". С Вольской сложно, там после Московской получается такое "горло", сужение проезжей части. Поэтому, если это будет воплощаться в жизнь, то как это будет происходить?, - продолжает инспектор и добавляет, что некоторые идеи при более детальном рассмотрении оказываются не столь "блестящими", как может показаться на первый взгляд: Долгое время мы предлагали убрать троллейбус N10 с Университетской, который движется там в противоположную сторону. Мы писали по этому поводу и сейчас пишем. Но потом поразмыслили: ну, уберем мы троллейбус, сделаем 3 полосы, но упрутся-то они куда? В Соколовую. Где сколько полос? Две полосы. Там нужно делать развязку. Вот когда она будет, тогда можно говорить и о расширении проезжей части".

Вообще идея об организации «зеленых волн» Юрию Носову нравится. "У меня первая задача - обеспечение безопасности, жизни, здоровья и интересов граждан, вторая — обеспечение пропуска транспортных средств. Я, конечно, понимаю, что чем их меньше, тем лучше, но с теми техническими возможностями, которые есть сейчас, можно что-то организовать. Ведь раньше принцип "зеленой волны" был какой? Были механические контролеры, был пульт, с которого эта вся система регулировалась (на всех перекрестках улицы, скоординированных по принципу "зеленой волны", задавался один и тот же цикл, в пределах 45—80 сек.; зеленый свет по направлению координируемой магистрали включался не одновременно, а с заранее определенным сдвигом, что позволяло применять "волну" при любых расстояниях между перекрестками — ред.), а сегодня некая организация (не буду называть) предлагает организовать все это на основании современных компьютерных технологий". Инспектор хоть и сетует, что многое в организации БДД упирается в финансирование и что у чиновников есть и первоочередные планы, с организацией дорожного движения никак не связаны, но совместная работа ведется. "Вообще задумок много. "Умные" светофоры например, - мечтает страж порядка. - Они просчитывают интенсивность движения и автоматически переключают режим". По поводу перспектив установки инспектор обнадеживать автомобилистов не берется, однако точно может сказать, что в городе насчитывается 42 перекрестка, которые имеют возможность подключения этого оборудования. "Это все упирается в финансирование. Поэтому установка пока не планируется, - уточняет Носов. - Пока все банально в части организации дорожного движения: освещение, разметка, знаки. Большая часть денег, которые выделяются по программе БДД, идет на погашение долгов по электроэнергии".

Наличие "слухов" по поводу возобновления "зеленой волны" подтвердил и представитель горадминистрации, однако в необходимости этой системы он не уверен.
"Пока это, наверное, на уровне ГИБДД. Разговоры были, они не утихают с тех пор, как перестала существовать та "зеленая волна". Они вспыхивают, люди, которые работали в этой структуре в те годы, периодически обращаются, говорят: а почему бы не восстановить, от нее вреда не будет, только польза. Но непосредственно этой темой лично я еще не занимался, - заявил начальник отдела комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Саратова Александр Куликов. - С практической точки зрения я согласен, что вреда от этой системы не будет, но создать ее так, чтобы она принесла пользу в сегодняшних условиях нашего дорожного движения - это очень сложно. Взять хотя бы какие-то расчетные вопросы - надо привлекать определенную категорию специалистов. Естественно, это финансовые вложения. В принципе, все можно реализовать, если такая идея возникнет, но мы должны будем тогда убеждать, привлекать депутатов гордумы, доказывать, на сколько это необходимо. Во время создания проекта организации дорожного движения (о нем шла речь на заседании "круглого стола" с представителями ГИБДД и общественности 18 июля) мы в течение двух лет пытались решить вопрос финансирования, готовили документально нормативную базу, чтобы обосновать, чтобы ни у кого — особенно, правоохранительных органов — не возникло никаких вопросов: что, как, почему. Все понимают, что да, это надо городу, тем более, мы не должны быть в позиции отстающих, тем более, сейчас, когда Олег Васильевич (Грищенко) очень жестко требует, чтобы мы поднимали голову и шли вперед".

Как ни странно, автомобилисты и сами не рады возможному нововведению (хотя и оно, как многие другие, "хорошо забытое старое"). ""Зеленая волна" неизбежно приведет к пробкам на перпендикулярных направлениях. Ведь по какому принципу она действовала с советское время? Приоритет, проще говоря, отдавался какой-то одной улице - например, Московской — как улице с наиболее интенсивным движением. А Горького, Вольская, Чапаева и т. д.в это время стояли, на них, может быть даже, скапливался транспорт, но так как его в принципе было немного, то пробок не образовывалось. Но сейчас совсем другое время, совсем другие возможности. Сейчас регулировка светофора зависит от того, какое количество машин проезжает через него за какой-то определенный участок времени. Я сам не один раз видел, как на перекрестках стоят курсанты и считают машины. А если приоритет будет отдан какому-то одному направлению, причем, на всем протяжении улицы, то, боюсь, мы в конечном итоге окончательно застрянем. Так что я против, хотя, конечно, с организацией дорожного движения что-то делать надо. Например, развязки. Но только это, наверное, еще более серьезные финансовые затраты", - поделился мнением один из автомобилистов.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-07-19/1313.html