ФОКУС ГОРОДА 06:31, 10.10.2012

Особенности региональной агитации-2012. "Здесь был Вася"

Одним из таких новшеств можно назвать весьма внушительное количество партий, которые могли принять и приняли участие в выборах. Заявиться пожелали 14. Однако, по мнению политологов, это вовсе не значит, что у граждан появился выбор.

"Многие партии были сделаны только для того, чтобы растащить протестное голосование, - уверен политолог Александр Пантелеев. - Чтобы люди ошиблись при голосовании и чтобы "Единая Россия", которая с большой долей вероятности выиграет и эти выборы, получила дополнительные голоса". Политолог считает, что мелкие партии, которые вряд ли прорвутся в облдуму, могут принести партии власти дополнительно 15% голосов избирателей. Сюда же можно приплюсовать, по словам специалиста, "работу административного ресурса", который будет работать на благо действующей власти".

Что касается того, "прорвутся" ли новые партии в облдуму и станет ли она еще более многопартийной, то у многих это вызывает сомнение. Так, Александр Пантелеев считает, что состав думы пятого созыва не изменится. "Не исключено, что дадут несколько мест КПРФ, "справедливороссам", возможно, пройдет ЛДПР, но в целом расстановка сил будет такой же — подавляющее большинство "ЕР" и несколько представителей оппозиции", - считает политолог.
Правозащитник Сергей Зараковский напоминает, как выглядит действующая облдума: "Два коммуниста, два "эсера" - вот и вся оппозиция. Не исключено, что пройдут еще пара человек из тех же партий. Но что кардинально от этого изменится? Это даст власти возможность говорить; вот видите, они бились и они достигли своей цели. Кроме того, насколько я понимаю, сейчас сверху спускается установка сотрудничать с оппозицией. Не исключено, что будет место и у ЛДПР. А почему нет? Для представителей реготделения этой партии это будет серьезная победа. Ведь удалось же пройти в Госдуму Антону Ищенко. Подобного успеха не было со времен Владимира Кузьмича Гусева. Мое мнение таково — если со списками ситуация более или менее ясна, то одномандатники нам могут преподнести какие-либо сюрпризы", - добавил Зараковский. Он также отметил, что определенный политический вес, который имеют политики Вячеслав Мальцев и Алексей Полещиков, могут принести КПРФ еще два места в облдуме.

Александр Пантелеев не исключает, что за разнообразие партий граждане могут проголосовать еще и потому, что большинство из них располагается в первой половине списка в бюллетене. В числе "старожилов", пожалуй, только "ЕР" - она находится под легко запоминающимся N 5. Потенциальные ближайшие преследователи — партия КПРФ — лишь 13-е.
"Эта избирательная кампания какая-то странная. В партиях наблюдается черезполосица, разнобой. Например, избиратель получит бюллетень с 14-ю партиями, мелкие партии — в начале, парламентские и те, кто ведет агитационные кампании, - в конце; и это дезориентирует кого угодно. Что, вы думаете, большинство избирателей будут особо разбираться с этим длинным списком - кто есть кто, кто что сделал, кто что наобещал? Конечно, нет. И это дезориентирует многих избирателей. Они будут голосовать исключительно за название — понравилось-не понравилось. И если раньше был популярен такой ход, как "двойники" - люди с одинаковыми именами-фамилиями, то сегодня мы можем видеть похожие названия партий. Например, КПСС — очень интересная партия. Ее представители не участвуют в дебатах, не выпускают печатную продукцию. Но вот человек пришел на избирательный участок, взял бюллетень, встретилась им КПСС. А, КПСС, это наша партия, это же коммунисты. И поставит за нее "галочку", и не будет разбираться", - поясняет Александр Пантелеев. По мнению Пантелеева, "это и есть та самая подготовка, которую провели функционеры от правящей партии, чтобы нейтрализовать ближайших конкурентов. К слову, в списке можно увидеть и другие схожие названия. Например, хорошо знакомая либерально-демократическая партия и просто "Демократическая партия России".

Сергей Зараковский отмечает, что во время нынешней предвыборной кампании намного меньше "черного" пиара, чем в предыдущие. "По моим наблюдениям, по Мальцеву задваивались плакаты, а других подобных фактов я не замечал. Плакат, на котором Мальцев изображен в роли "Терминатора", я видел с надписью "Клоун пятого созыва", а в остальном изображение было точно таким, как на агитационном плакате, - уточнил Зараковский.- Но это вообще несерьезно». Однако минимум «черного пиара», по мнению правозащитника, не является последствием возврата в Уголовный Кодекс статьи о клевете. Скорее — это следствие смены технологий и некой предопределенности результатов голосования. Он же отметил, что нынешняя кампания не отличается большим количеством скандалов. Один из самых громких — снятие, а затем, силами Верховного суда, восстановление кандидата от ЛДПР Владимира Фадеева, но большинство прецедентов не были столь резонансными. Проникновение в штаб КПРФ неизвестных и вынос канцтоваров и содержимого холодильника, дохлая кошка на двери штаба ЛДПР, отказ Охлобыстину в предоставлении актового зала лицея для встречи с гражданами — это не то, что обсуждается на кухнях.

Уверенностью в собственных силах эксперт объясняет такую "неагрессивную, неактивную, неинтенсивную" агитационную кампанию партии власти. Вечерняя реклама по ТВ весьма ненавязчива, равно как и агитационные материалы в виде билбордов. Политолог отмечает, что не видел в своем почтовом ящике ни одной листовки от "ЕР", а что касается традиционных телесюжетов, которые рассказывают о ремонте дорог в том или ином месте, открытии заведений, необходимых городу, под эгидой "ЕР", то это все происходит в "штатном режиме". А вот оппозиционная пресса, по словам политолога, доставила ему несколько "приятных" минут. Пантелеев оценил предвыборную кампанию РПР-ПАРНАС как чисто "бумажную". "У них красивая реклама, буклеты, их выпуск, по всей видимости, не в новинку, но ведь предвыборная агитация — это не только выпуск печатной продукции. Предвыборная кампания только тогда считается таковой, когда привлекаются — на платной или бесплатной основе — сторонники партии, которые ведут эту агитацию, что называется. От двери к двери, общаются с гражданами, доказывают, почему их партия лучше всех остальных и т. д. А без этого предвыборная кампания не может быть по-настоящему эффективной!" - уверен эксперт.

По мнению специалиста, наиболее грамотно ведут свои предвыборные кампании ЛДПР и "Патриоты России" - первые проводят в районах работу с гражданами ("на столько, на сколько им это позволяет власть", уточняет эксперт), за вторых приезжал агитировать федеральный лидер Семигин — его голос с призывом голосовать за "номер четыре в бюллетени" слышался и по ТВ, и по проводному радио, которое, к слову, внимательно слушает определенная прослойка граждан — избирателей.

"Листовки, газеты, реклама. "Патриоты", я думаю, потратили бешеные деньги на рекламную кампанию. Не знаю, была ли она оплачена из предвыборного фонда партии", - сомневается Пантелеев. Однако принесет ли регионалам вся эта агитация дополнительные голоса? Она и, к примеру, снятие "Яблока" своего партийного списка в поддержку РПР-ПАРНАС. "Это буря в стакане воды, потому что это какие-то 0,5 — 1,5%", - уверен политолог. Что касается визита в Саратовскую область федеральных деятелей (Владимира Рыжкова и Бориса Немцова от РПР-ПАРНАС, Ивана Охлобыстина от "Правого дела"), то эксперты не считают, что их участие в политической жизни Саратовской области возымеет хоть какой-то эффект.
"Приезжал Рыжков. Рыжков умный, серьезный, грамотный политик, ничего не скажешь. Но агитационная работа — это встречи, это без устали доказывать свою правоту, а если человек приехал, выступил где-то, пусть даже несколько раз, а в остальном - "смотрите, какай я красивый, умный". Ну а дальше что? Посмотрели на тебя 5 или 105 человек, но ведь у нас в области 2 с лишним миллиона. Пошумел Рыжков, и Семигин пошумел. Но спросите на улице, кто такой Семигин, и вам 95 человек скажут, что не знают, кто это. Есть такие пустые вещи, которые в основном рассчитаны не на агитацию, а на то, чтобы заявить о себе на федеральном уровне — наша партия ведет избирательную кампанию. Это такой бюрократический подход. Здесь я был, и там я был, отметился. Как пишут, знаете, "здесь был Вася", - поясняет Александр Пантелеев.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-10-10/1536.html