ФОКУС ГОРОДА 06:03, 14.11.2012

Отец mrodine: "Живи как хочешь, веруй во что желаешь, но не лезь ко мне"

Из интернет-дневника юзера mrodine мы узнаем, что он является иереем русской православной старообрядческой церкви и отцом четверых детей, самой младшей и, наверное выстраданной из которых — Анечке — исполнилось 3 года. У нее ДЦП, и поэтому часть постов в ЖЖ священнослужителя посвящена непростому противостоянию болезни. Они помечены тэгом "Анна".

"Привез из Москвы очень нужный для нашей Нюры лисапед. Анюта сосредоточенно-рада. Полдня ездила на буксире. Под конец начала сама толкать педали. Слава Богу!", - пишет блогер и выкладывает "фоты".

"Попъ Михаилъ", как подписывается старообрядец, рассказывает и о строительстве храма собственными силами в Балаково. Место, к неудовольствию многих, выделили у школы. Строительство ведется на пожертвования общины. Пока готов только фундамент, но и ему старообрядцы Балакова несказанно рады.

Саратовское сообщество ЖЖ посетило отца Михаила в воскресенье - строительные работы не велись, старообрядцы пришли к фундаменту, чтобы убрать строительный мусор, ветки, а заодно и совершить молебен.

"А обычно мы молимся вот здесь", - отец Михаил показывает 10-метровую комнатку в строящемся деревянном доме. Обои в цветочек, старинные иконы на гвоздиках, за занавесочкой спряталась ванная... В более чем скромной комнатке помещается 15 человек. Старообрядец Тимофей лет 20-ти демонстрирует навык крюкового (знаменного) пения — пения по особым знакам безлинейной нотописи. Отец Михаил рассказывает, что у них в Балакове эту традицию сохраняют одни из немногих — Тимофей даже ездил специально учиться.

Между серьезными разговорами проскакивают и не очень. Каждый привез батюшке свой заветный вопрос, ответ на который мучает: почему, если собака зашла в храм, его после этого нужно осветить? Не противоречит ли его религиозной деятельности ведение интернет-дневника? Почему его облачение гораздо скромнее, чем у представителя РПЦ, которого мы видели в храме? Отчего католики во время службы сидят, а православные стоят? Соблюдают ли его дети пост?

"Ребенок начинает поститься с родителями, как только мать его отрывает от груди... Кто-то говорит, что это вредно, а вы посмотрите на Тимофея — какой богатырь вырос", - отвечает на вопросы о вреде/пользе постов батюшка. А Тимофей и правда богатырь — светловолосый, широкоплечий и явно "дружит" не только с богослужебными книгами, но и со штангой. Что может заставить парня учить знаменное пение, а не, скажем, сидеть в "Одноклассниках"? - мучает и меня крамольный вопрос, задать который не решаюсь. "А он из семьи священника", - будто прочитав мою мысль, отвечает на вопрос отец Михаил. Впрочем, судя по умению отца Михаила общаться с современными гаджетами, религия интернет-жизни не мешает.

"Старообрядцы всегда были "впереди планеты всей" в вопросе изобретения и применения технических средств. Вспомните Ф. А. Блинова, изобретателя первого в мире гусеничного трактора, - рассказывает отец Михаил. - Наши купцы вводили на своих предприятиях передовые для своего времени технологии, создавали условия труда, за которые европейские рабочие потом ещё долго боролись. Компьютер и интернет -- только инструмент. Его можно употребить и на благо, и на зло".

А что касается одеяния, то отец Михаил "запилил" как-то целый пост, посвященный, как он выразился, "поповской обновке". "Сегодня принесла портниха, которая впервые шила облачения. Сшила всё качественно. И, самое главное, во всём так, как я сказал. Вот что получилось", - делится радостью с читателями отец Михаил и призывает к общению: "30 человек что-то сказали. Скажи что-нибудь". Это вместо безликого "Оставить комментарий".

О стоянии во время службы
"Если заходишь к начальнику, то пока тот не предложит сесть, ты стоишь. Также и тут. Тем самым мы выражаем свое почтение Богу, то, что мы не развалились ногу на ногу, а пришли, осознав присутствие Божье, что выражает весь наш внешний вид. Одно состояние — когда человек развалился, другое — когда он стоит. Но у нас есть лавочки, и на некоторых службах не то, что можно, нужно сидеть. Например, кафизмы. Слово "кафизмы" и переводится как "сидения". И когда дьякон говорит "Восстаните!" сидящие должны встать. А перед этим нужно сесть.
Я помню, когда первый раз на Пасхальную службу пришел, там были лавочки, потому что выстоять 10 часов службы очень сложно".

О животных в храме
"Вообще содержать животное в доме без нужды нельзя. Кошка гоняет мышей. Ради мышей ее пускают, а собака считается поганым животным, она может ногу поднять, поэтому ее пускать нельзя".

Вообще разговор о храме вызывает у отца Михаила особый трепет. Когда мы подошли к Троицкому храму, построенному в начале 20-го века как старообрядческий, а ныне принадлежащий РПЦ, его глаза как будто стали влажными. А может, это просто от холода?

"Мозаика начала 20-го века. Благодаря ей храм сохранился. Грабарь — был такой деятель искусств (в середине 20 века руководил Центральными реставрационными мастерскими) — прислал документ, что здание — новодел (храм построен в 1910-м, а освящено в 1914 году), а значит не представляет исторической ценности, потому что это модерн. А мозаика была признана ценностью, и решили, что ее надо сохранять. В итоге ее просто замазали краской, здание осталось. Здесь был дворец культуры имени Дзержинского, сюда люди ходили на танцы. Но к каждой Пасхе краска облезала. И некоторые верующие воспринимали это как знак — Бог есть..." Выдумки верующих, может подумать кто-то, но отец Михаил никого в свою веру обратить не торопится, даже признается: старообрядцем стал несколько лет назад, до этого был протестантом. Впрочем, что значит "стал" - скорее, вернулся к истокам - старообрядцами были несколько поколений его предков.

Нетипичным у батюшки оказались не только увлечение и путь к вере, но и место работы: Михаил — преподаватель английского языка в балаковском филиале СГТУ и читает лекции по лексикологии, стилистике и теоретической грамматике. Да и студенты относятся к харизматичному преподавателю нормально. "Иногда задают вопросы. Но сам я не пристаю. У старообрядцев такое отношение к окружающим: живи, как хочешь, веруй, во что желаешь, но не лезь ко мне, не навязывай и не заставляй. Долгие гонения привили нам такое отношение, - поясняет отец Михаил. - В отличие от новообрядцев, мы не пытаемся "спасти страну", не навязываем религию для школ, не требуем принятия законов, которые дали бы нам преимущество перед иноверными или атеистами. Пусть каждый сам своей верой живёт, лишь бы к нам не лезли. Такая вот терпимость. Так что я не лезу к студентам с проповедью и нравоучением, но если спросят, все охотно расскажу".

Мы расстались, когда солнце уже садилось. Кто-то даже заметил, что немного завидует Михаилу и таким как он: "Они знают, как надо жить. Точнее, как им надо жить, что делать, куда идти дальше, во что верить..."

А вот то, как отец Михаил увидел нас: "В прошедшее воскресенье мы после часов и обедни поехали на участок и там, у фундамента строящегося храма, помолились молебен преподобному Серапиону Черемшанскому, в честь которого и строится церковь. Потом мы провели уборку территории, прилегающей к будущему храму. На молебне, по моему впечатлению, было человек тридцать, на уборку осталось, думаю, около двадцати. Фотографий молебна нет (не до фоток было как-то). И на уборке почти не фотографировали. Вот пара снимков на которых моя спина (на фоне казаков). Когда уборка закончилась, часть пришедших людей разошлись и некоторые пили чай и ели бутерброды с устатку, приехали к нам гости. Группа блоггеров в основном из Саратова (кажется, трое были из Вольска) захотели посетить нас и написать репортажи о нашей жизни. Мы с ними немного побеседовали на нашем очищенном пустыре, а потом была небольшая культурная программа: Музей истории города, руины особняка Ивана Мамина (основателя знаменитого завода Маминых и первого городского головы), бывший (но мы его продолжаем считать нашим) старообрядческий храм, наша нынешняя моленная и мой скромный дом", - рассказал отец Михаил читателям своего блога.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2012-11-14/1639.html