ФОКУС ГОРОДА 09:52, 01.03.2013

"Побочный эффект". Заметки киномана

У Эмили (Руни Мара, "Девушка с татуировкой дракона", "Социальная сеть") муж вышел из тюрьмы, где он сидел за финансовые махинации, а она вместо того, чтобы радоваться, впадает в клиническую депрессию и совершает попытку самоубийства. После такого она, естественно, начинает наблюдаться у психиатра (Джуд Лоу, "Анна Каренина", "Шерлок Холмс"), а в Штатах довольно и гораздо менее серьезного повода, чтобы доктор прописал антидепрессанты. Героиня их исправно пьет, но толку не видно. И после второй попытки самоубийства психиатр прописывает ей экспериментальный препарат "Обликса". Все идет неплохо, пока Эмили… не убивает своего мужа. Суд признает ее невиновной – преступление было совершено под воздействием лекарства в сомнамбулическом сне. Эмили отправляют в психиатрическую лечебницу, а жизнь ее психиатра лежит в руинах из-за такой чудовищной ошибки. Но только была ли это его ошибка?

Содерберг известен как режиссер, который работает с понравившимися актерами много раз. Например, с Джорджем Клуни он сделал шесть картин, а с тем же Майклом Дугласом – три. В этот раз из "любимчиков" − Кэтрин Зета-Джонс ("Чикаго", "Траффик", "Двенадцать друзей Оушена") и Ченинг Татум ("Шаг вперед", "Джонни Д."). Среди давних соратников и замечательный голливудский композитор Томас Ньюман ("007: координаты "Скайфол", "Железная леди", "Валл-И"), создавший к этому фильму очень интересную тему, которая наверняка понравится любителям саундтреков. Да и Джуд Лоу, который с возрастом начинает отходить от амплуа героя-любовника и выбирает неоднозначные роли, работает с этим режиссером второй раз. "Новенькая" только Руни Мара, но смотрится она в таком ансамбле замечательно. Как сказал один из героев, в ней есть "красота раненой птицы", очень уместная для девушки в депрессии.

Нео-нуар в списке жанров фильма указан не зря. Неожиданный поворот сюжета заставляет вспомнить классические картины Альфреда Хичкока (фильм о котором, кстати, тоже идет в кино). Но Хичкок знаменит своим умением нагнетать атмосферу перед неожиданной развязкой, а в этом фильме как-то не чувствуется никакого саспенса. Скорее наоборот, все идет логично, а потом оп! – и внезапно выясняется, что вы смотрели детектив! Хотя начинается картина с традиционного для этого режиссера рассказа о какой-то социальной проблеме. Раньше это были наркобизнес и экология ("Траффик" и "Эрин Брокович" соответственно), теперь это индустрия антидепрессантов. Режиссер мастерски и со всех сторон показывает лживость системы "таблеток для счастья", весь ужас и растерянность женщины, которая убила мужа практически не по собственной воле – "жертва обстоятельств и биологии", как ее называют. Ее психиатр в это время тоже терзается, не понимая, виновен ли он, если его пациентка невиновна. Ведь препарат прописал он! И когда 2/3 фильма подходят к концу, и, казалось бы, уже понятно, в чем смысл, мораль и вообще, что хотел сказать автор, внезапно все меняется!

Это, конечно, авторский прием, но начало фильма из-за этого кажется немного затянутым, а конец − хотя и очень интересным, но слишком внезапным. Хотя для жанра "нуар" схема развития событий абсолютно логична и напоминает хичкоковское "Головокружение". Но это претензии к работе мастера, от которого ожидают большего. Если бы это была работа начинающего режиссера, ему бы такое простили. Впрочем, западные критики и так отзываются о фильме очень хорошо, особенно отмечая красоту визуального ряда.

Трудно сказать, покажется ли нашему зрителю проблема антидепрессантов актуальной, но вот на предсказуемые сюжеты любят жаловаться все. Так что если хотите чего-нибудь необычного, вам в кино. А уж если вы любите фильмы не только с красивой "картинкой", но еще и с тем, что обычно подразумевают под "морально-философскими и социальными проблемами" (некоторые называют это просто "смыслом"), вам в кино обязательно.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-03-01/1931.html