ФОКУС ГОРОДА 13:56, 04.03.2013

Зампред правительства Моисеев: "Инвестор аэропорта в Сабуровке пока не определен"

Сейчас в области активно обсуждается тема административных преобразований, в частности, идея укрупнения областного центра. Как вы относитесь к объединению Саратова и Саратовского района?
- На сегодняшний день эта тема рассматривается на всех площадках, и в правительстве области, и в Общественной палате, и в районных администрациях. Предполагается Саратовский район разделить на 3 части, которые присоединятся к Воскресенскому, Красноармейскому районам и к Саратову. Я думаю, что для решения этого вопроса нужно проводить референдум, узнать, как отнесутся люди к данному объединению. В первую очередь все будет зависеть, конечно, от народа. Этот вопрос стоит на контроле в министерстве по делам территориальных образований Саратовской области.

Если продолжить тему объединений, как вы считаете, слияние Саратова и Энгельса рационально?
- Нужно, во-первых, понимать, для чего проходит объединение. Цель – чтобы Саратов стал городом-миллионником, а это совершенно другие преференции в части бюджета и другие программы, в том числе и метро. Наверное, это целесообразно, только как это будет выглядеть, опять же, будет зависеть от людей, проживающих в этих городах.

То есть, все вопросы с объединениями будут решаться с помощью референдума?
- Конечно, а как же! По другому решения никакого не будет.

Ранее заявлялось о планах реконструкции действующего городского аэропорта. Что планируется сделать, в какие сроки?
- Реконструкци, действительно, планируется. Буквально 2 недели назад на заседании комиссии по авиационной безопасности мы рассматривали этот вопрос, тем более, что в Приволжском федеральном округе полпред Президента России Михаил Бабич принял решение о развитии межрегиональных перевозок. У нас должны заработать межрегиональные авиалинии. К этому и нужно реконструировать аэровокзал, иначе его пропускная способность не сможет осуществлять эти рейсы.

Речь идет о том, чтобы старый аэровокзал приспособить для регистрации пассажиров, чтобы они здесь зарегистрировались, сдали багаж и уже к самолету их подвозили на автобусах от здания аэровокзала. Сейчас есть приспособленная зона досмотра, зона контроля, и люди порою стоят на улице, ждут, когда их зарегистрируют, а это совсем не правильно. Это первое.

Второе - получается очень маленький пассажиропоток в час, поэтому аэропорт не способен осуществлять вылеты в разные города и делать рейсы чаще.

Соответственно, расширится другая зона, где планируется сделать стоянки и подъезд пассажиров к аэропорту.

Аэропорт готов создать "цивилизованные зоны парковок"? Где они будут располагаться?
- Это зависит от собственников, как они запланируют. Пока рассматривается только вопрос по реконструкции вокзального комплекса, на это уйдет, наверное, полгода. Как только проект будет готов и утвержден Росавиацией, начнется следующий этап – реконструкция. Парковка будет наземная, никаких подземных, это слишком дорогостояще.

Оплачивать все эти работы будет "Саравиа"?
- Саравиа, конечно. Это частное предприятие и частные деньги.

Прокомментируйте ситуацию с двумя десятиэтажками возле аэропорта, которые, якобы, мешают авиаполетам?
- Я считаю, что сейчас предъявлять какие-то претензии к застройщику неправильно, это нужно было делать в начале строительства, когда только закладывался фундамент или давалось разрешение на строительство, а не сейчас, когда дома уже введены в эксплуатацию. Компания "Новострой 21" старалась, строила, дома выглядят достойно, если смотреть общий вид. Жаль то время и те средства, которые потратила компания. В наше нелегкое время не так просто заниматься бизнесом, в том числе и строительным.

И, конечно, люди, которые, наверное, собирали последние деньги и покупали квартиры, кто-то брал ипотеку. Как сейчас их выселять, как им будут возвращать деньги, если дома снесут?

Я думаю, что нужно договариваться и к какому-то обоюдному решению придти. Если дома действительно мешают безопасности полетов, как это нам заявляет авиационная служба, если это не надуманная ситуация, не политика, то надо переносить локатор, но ни в коем случае не сносить дома, от этого пострадают люди. По этому поводу создана рабочая группа, ее возглавляет Канчер. Я думаю Сергей Васильевич решит эту проблему.

Опять же, еще раз подчеркну, куда смотрели, когда их начинали строить? У компании "Новострой 21" есть разрешение на строительство? Есть. Есть акт ввода в эксплуатацию? Есть. Экспертиза есть. В чем проблемы? Кто должен за это отвечать? Почему "Новострой", а не какая-то субсидиарная ответственность всех сторон?

А были ли экспертизы, доказывающие, что дома действительно мешают локатору?
- Не владею данной информацией.

Как сейчас обстоят дела со строительством нового аэропортового комплекса в Сабуровке? Частные инвесторы уже определены?
- Проект и экспертизу прошла пока только взлетно-посадочная полоса и все, что касается наземного аэродрома. На конкурсе, который прошел в ноябре, определен генподрядчик, это компания "Волгомост"; выделено 3,8 млрд руб. С 1 марта компания приступает к работам.

В строительстве самого аэродрома есть три составляющие: федеральные деньги, областные деньги и деньги инвестора. Федеральная часть – это, как я уже сказал, 3,8 млрд.

Что касается областной части, то в соглашении прописано: область проводит все коммуникации, всю инфраструктуру. Сейчас "Волгомост" делает проектные работы по Северному и Южному подходу автомобильных дорог, по водоснабжению, водоотведению аэропорта "Центральный", МРСК "Волги" готовит проектную документацию по подводу электрических сетей, "Газстрой-С" - проектную документацию на подвод газа. Проектирование будет завершено в этом году, и в следующем мы начнем прокладывать газовые, электрические сети, дорогу, то есть все коммуникации.

Что касается третьей части, инвестиционной, то пока инвестор не определен. Сейчас идут переговоры с группой компаний "Ренова". Их подразделение "Аэропорты регионов" занималось реконструкцией в Самаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, в планах - аэропорт в Ростове. Они готовы вложить деньги в аэропортовый комплекс Саратова.

27 февраля состоялась очередная встреча, где обсуждалась возможность внесения некоторых корректировок в проектную документацию нового аэропортового комплекса. Если министерство транспорта Российской Федерации согласует эти изменения, то это позволит существенно сократить сроки строительства комплекса.

Нами заинтересовались и некоторые другие инвесторы. Но чтобы сделать весь аэропортовый комплекс, и аэровокзал, и топливозаправочные комплексы, и грузовой терминал, нам интереснее работать с "Ренова".

Если говорить об инвестициях в целом, то их объем будет зависеть от инвестора. Прежде чем придет инвестор, нужно будет сделать бизнес-план аэропорта, прогноз развития не на 1-2 года, а на 20-25 лет, до 2035 г., из этого учета будут определяться инвестиции. Эта составляющая на первом этапе неизвестна, непонятна. Можно уложиться, к примеру, в 2-3 млрд, а в дальнейшем проводить реконструкцию объекта. Возможно, сначала построить аэровокзал с пассажиропотоком до миллиона с дальнейшим расширением. То же самое по топливозаправочному комплексу, и по грузовому терминалу, и всем остальным направлениям.

Какой прогнозный план вместимости нового аэропорта с точки зрения одновременного приема самолетов и пассажиропотока?
- Если говорить о строительстве нового аэрокомплекса, то проектируется около 600 пассажиров в час по внутренним линиям и 200 по международным. Полеты смогут осуществлять 15 самолетов в час.

Какие самолеты сможет принимать новая взлетная полоса?
- В 2008-2009 гг., когда готовился проект, было принято решение не строить максимальную полосу, чтобы не вкладывать туда большие деньги. Рассчитывалось, что пассажиропоток вырастет до миллиона, сейчас он около 0,5 млн из-за того, что рейсы не летают часто и регулярно по всем направлениям. Было принято решение сделать полосу для самолетов максимум А-320 или Boeing 737, 757. Но если, как я уже говорил, министерство транспорта РФ согласует предложенные нами корректировки, новый аэропорт сможет принимать все современные типы судов.

Каков прогноз окупаемости нового аэропорта?
- Наверное, самая главная проблема области была в поиске инвестора: сейчас нет точного представления, какие инвестиции, сколько их будет. Аэропортовая деятельность зависит от того, сколько самолетов прилетит, по каким направлениям, сколько пассажиров будут улетать отсюда и сколько прилетать. Это инвестиционная составляющая, мы пока ее не считали. Я бы сказал, что это неправильно: изначально нужно было подсчитать, какое развитие будет у аэропорта.

Свое предложения нам направила компания "Хохтифф", они строили аэропорты в России, во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе, Штутгарте. Мы хотим обратиться к ним, чтобы они просчитали, как нужно загрузить аэропорт, чтобы увеличить пассажиропоток.

Например, Ростов идет сейчас по правильному пути: нашли инвестора, подписали трехстороннее соглашение: инвестор - Росавиация - правительство Ростовской области, и уже от этого отталкиваются, потому что техзадание на проектирование и аэропорта, и взлетной полосы дает инвестор.

А у нас в этом плане были недоработки в те годы. Да, программу приняли, выделили денег, а инвестора не нашли. Получилось так, что уже деньги есть, строительство начинаем, а инвестора пока нет. Здесь уже небольшие перекосы, которые сейчас надо догонять. Все в этом направлении работают, и мы ищем инвестора. Я думаю, что мы его найдем.

Что будет с действующим аэропортом, когда откроется новый?
- Старый закроется. Два аэропорта для Саратова - экономически невыгодно. Аэропорт в черте города – неправильно с точки зрения авиационной безопасности. Понятно, что когда он проектировался и строился, он был за пределами Саратова, но город расширяется. Вот сейчас, например, возникла проблема с новостройками. И техника есть техника, все может быть… А если что-то случится с воздушным судном, например, самолет выкатится за пределы взлетно-посадочной полосы?

Я убежден, что решение вынести аэропорт за пределы Саратова было правильным. Когда он будет построен, площадка нынешнего перейдет городу. Возможно, ее передадут под застройку, но это уже вопрос городской власти.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-03-04/1939.html