ФОКУС ГОРОДА 15:28, 02.04.2013

Спецботинки для Вождя и накачанный торс. Выставка вместо буфета

Специально к этому событию был выпущен красочный каталог с иллюстрациями, что для скромного провинциального города уже само по себе событие. Випы от политики вроде министра культуры Светланы Краснощековой и спикера облдумы Владимира Капкаева красивыми речами не порадовали, предоставив зрителям возможность самостоятельно оценить наполнение экспозиции. Среди первых посетителей выставки были чуть ли не все известные саратовские художники, скульпторы и декораторы, которые по совместительству являлись и авторами многих работ.

Новый музей по проектированию представляет своего рода лабиринт. Залы большие и поменьше соединены множеством узких проходов с арочными потолками, которые настолько низки, что инстинктивно хочется пригнутся. Впрочем, неудобств это не создает, и, напротив, делает внешне масштабную выставку камерной и уютной.

Театр драмы, театр оперы и балета, ТЮЗ, кукольный "Теремок", театр фокусов "Самокат", областной театр оперетты, вольский и балашовский драмтеатры, скромные "Версия" и театр русской комедии и даже канувший в Лету театр АТХ … Кажется, на этой выставке представлены все театры региона, и даже те художники, творения которых вообще не ассоциируются с конкретными храмами искусств. Нашлось место даже автору спорного памятника "Сердце губернии", скульптору Александр Щербаков. Его скульптура под названием "Сотворение" стала центром одно из залов. С накачанным торсом неизвестного атлета многие пожелали сфотографироваться.

Самым ранним экспонатом, найденным здесь оказался костюм Тореодора для оперы Бизе "Кармен", которую впервые показали в саратовском театре в 1903 г. Удивительно, но почтенный "возраст" костюма выдавала лишь истлевшая подкладка. Красный бархат, как и сотню лет назад, остался ярким и мягким.

Наблюдая за афишами, сценографией, костюмами и эскизами отдельных сцен можно проследить эволюцию стилей и вкусов в местных театрах. К примеру, эскиз Мартемьянова к спектаклю "Гамлет", поставленному в театре драмы в начале 20 века, по тонкости и изяществу ничем не уступает самостоятельным картинам.

Ближе к середине века в работах начал преобладать вполне понятный для того времени соцреализм. Костюмер постановки ТЮЗа "Сказ о времени далеком и близком" (1967 г.) решил не останавливаться на простом "одевании" персонажа Владимира Ленина. Образ вождя народов подробнейшим образом отражен на огромном холсте, где каждой детали придано большое значение. Так Ильичу в спектакле полагаются даже особые ботинки, а именно, как указывает костюмер "точно по ноге, носки слегка загибаются, ботинки очень высокие, имеют 10 пар дырочек для шнурков".

А в начале 21 века на саратовских сценах царит уже совсем другая атмосфера. Свободолюбивый театр АТХ радует нестандартными по форме и по содержанию афишами к спектаклям, а в театре драмы трудится истинный знаток своего дела Юрий Наместников. Помимо всегда тонких, но бьющих точно в цель сценографий, у Наместникова остается время на создание самостоятельных работ, о существовании которых местные любители прекрасного не узнали бы, не будь этой выставки. Большой холст с детально и необычайно "вкусно" прорисованной Клеопатрой, пленяет публику с поразительной легкостью.

Куклы Карабаса Барабаса, Буратино и Мальвины — для детей, эскизы костюмов и фантазийные парики — для историков театральной моды, кинетические объекты — для любителей технических новинок. Ретроспективный проект под названием "Выставка театральных художников" минимум на полгода закрепился в стенах нового музея. Каких бы взглядов на искусство ни придерживались горожане, экспозиция в любом случае будет еще одним поводом заглянуть в театр.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-04-02/2025.html