ФОКУС ГОРОДА 15:21, 29.05.2013

Кризис российского авторынка. Удар держат новички

Бес экономии
Главными виновниками провала рынка назначили автомобили эконом-класса. Бюджетники – к слову, самый многочисленный класс в России. Автопроизводители, выводя на рынок такие машины, берут, что называется, не уменьем, а числом, то есть умеренными ценами. Для небогатых стран, а к ним относится и наша, такие предложения всегда актуальны. Точнее, почти всегда. В кризис именно эконом-класс становится первой жертвой снижающегося спроса. Ведь целевая аудитория "бюджетников" наиболее чувствительна к экономическим неурядицам – инфляции, падению экономической активности, снижению доходов. Не спешат наемные служащие тратить кровно заработанные на такой товар, все-таки не первой необходимости вещь -  автомобиль.

Кризис ударил практически по всем "звездам" российского авторынка, из первой десятки бестселлеров. Упал интерес к "Солярису", "Поло", "Логану". Сопоставимые цифры падения показали заслуженные модели АВТОВАЗа – "Приора", "Калина", "Самара". Причем почти все вышеперечисленные модели упали ниже рынка. Что же спасло Россию от большего провала? Как это обычно случается в эпоху потребления, в роли спасителей выступили новые модели.

Кто на новенького?
Лучше всего настроения покупателей угадал АВТОВАЗ с LADA Granta. Абсолютный бестселлер последних 8 месяцев регулярно превышает рубеж в 10 000 проданных машин. Например, по итогам апреля владельцами "Гранты" стали больше 15 тысяч семей. За 4 месяца 2013 года АВТОВАЗ реализовал 52 765 автомобилей этого семейства.  Ближайшие конкуренты отстают чуть ли не в два раза.
АВТОВАЗ производит народный автомобиль в Тольятти и Ижевске. Покупатели выбирают из 16 комплектаций – от самого доступного "Стандарта" (279 000 руб.) до версии "Люкс" (от 382 100 руб.). LADA Granta – первая российская серийная машина с "автоматом" (4-ступенчатая японская АКПП производства Jatco).

АВТОВАЗ продолжает расширение гаммы опций бестселлера. Так, на версиях "Люкс" появились климатическая система вместо кондиционера, обогрев лобового стекла, автоматическая система включения света фар, парктроник, датчик дождя, 15-дюймовые литые диски колес. В ближайшее время мультимедиа-система получит функцию навигатора ГЛОНАСС/GPS; будет применена оригинальная комбинация приборов со встроенным дисплеем подсказчика направления движения; основной экран навигатора будет на 7-дюймовом мониторе мультимедиа. В 2013 году на LADA Granta появятся и такие "приятные мелочи", как ключ замка зажигания с выкидным лезвием и молдинги дверей.

АВТОВАЗ улучшает и безопасность своих машин: до середины года на LADA Granta должна появиться ESC – система стабилизации курсовой устойчивости (производство – Bosch, самая новая разработка). Их установку на LADA Granta в качестве опции к комплектации "Люкс" планируется начать в первом полугодии 2013 года. Также АВТОВАЗ вместе со специалистами Renault разработал ряд конструктивных улучшений: первое из них – передние и задние тормозные колодки с улучшенными характеристиками – будет внедрено в 2013 году.


  Еще одна система, планируемая к внедрению на LADA Granta до конца первого полугодия 2013 года – боковые подушки безопасности на "люксе".

Кстати, АВТОВАЗ уже начал выпуск автомобилей семейства LADA Priora, оснащенных боковыми подушками безопасности.  В апреле 2013 года произведено около 300 автомобилей с этой новой опцией. Боковые подушки встроены в спинки передних сидений. Принцип работы – как у фронтальных подушек. В блоке управления есть датчик замедления, который в случае опасного замедления (по сути – столкновения) анализирует сигнал датчика и по специальному алгоритму моментально определяет, требуется ли раскрытие эйрбега. В случае положительного ответа воспламеняется пиропатрон, в результате образуется газ, он и наполняет боковую подушку.
"При разработке новой системы безопасности автомобиль проверялся по двум стандартам, – рассказывает руководитель проекта "Пассивная безопасность" дирекции по исследованиям и разработкам АВТОВАЗа Александр Суненков. – Это требования EuroNCAP: боковой удар тележкой на скорости 50 км/ч, – и, естественно, законодательные требования ЕЭК ООН. Согласно им в автомобиль со снаряженной массой помещается инструментированный манекен EuroSIDII. На скорости 50 км/час в автомобиль врезается тележка массой 950 кг с деформируемым барьером из алюминиевых сотоблоков. Результаты всех испытаний – положительные. В среднем по наиболее травмоопасным зонам (голова, грудь) с использованием боковых подушек безопасности нагрузка снижается в 1,5-2 раза".

Лучше меньше, да лучше
Другим драйвером АВТОВАЗа стал LADA Largus. Почти стал. Объем продаж "Ларгуса", который выпускается в двух кузовах – универсал (5- и 7-местный) и фургон в трех исполнениях "Стандарт" (универсал от 369 000 руб., фургон от 339 000 руб.), "Норма" (универсал от 393 000 руб., фургон от 377 000 руб.) и "Люкс" (универсал от 441300 руб.) не столь впечатляющ. Так, в апреле было продано 4,5 тысяч "Ларгусов", что позволяет ему быть в числе 15-ти лучших.

К сожалению, пока подводит логистика. Вазовцы до сих пор гармонизируют поставки комплектующих сразу из трех центров. Ведь запчасти для автомобиля производятся, как на самом АВТОВАЗе, так и на предприятиях России, а также за рубежом.
Требовательное отношение к качеству также отразилось на темпах роста производства – вазовцы выпускают в продажу только те автомобили, в которых, безусловно, уверены.

Потребитель быстро раскусил заботу о себе и выстроился в огромные очереди за, в общем-то, "нишевым" автомобилем. АВТОВАЗ и рад бы удовлетворить весь спрос на "Ларгус", но не может поступиться принципами, благодаря которым модель стала успешной. Конечно, для очередников эта принципиальность выходит боком, и их не очень радует перспектива многомесячных ожиданий. Но томились бы они в ожидании, если бы "Ларгус" не был желанной покупкой? Вот именно!

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-05-29/2178.html