ФОКУС ГОРОДА 10:25, 30.05.2013

Бодибилдеры 60-х. Мастер спорта СССР: нас за культуризм в обком вызывали

Клуб "Патриот", где 66-летний чемпион работает тренером, - одноэтажное кирпичное здание в самом центре Заводского района. Недостроенное, уточняет спортсмен. Изначально по проекту планировался и второй этаж, и бассейн, однако началась перестройка, и приверженцам рукопашного боя осталось только радоваться тому, что есть. Тренажерный зал, зал для боя, "груша",.. "Нам бы еще зал для настольного тенниса, а то ребятам пока играть негде..." - показывает Регард Кирпичников свои владения, которые на непродолжительное время стали для него еще и домом. После расставания с женой мастеру спорта СССР было некуда пойти, и он начал жить в тренерской. В прошлом году у него на весьма непродолжительное время появилась своя квартира — спортсмен встал на очередь, как нуждающийся, однако после возбуждения уголовного дела в отношении сити-менеджера Регард Николаевич также легко этой квартиры лишился. Отсудил даже потраченные на ее восстановление 200 тысяч рублей, правда, не получил до сих пор и отдает долги родителям своих воспитанников, которые помогли привести "убитую" недвижимость в порядок до сих пор.

Об этом он вспоминать не хочет, тем более, что и крыша над головой нашлась — Кирпичников переехал к знакомому. Хотя и не скрывает своей досады и объясняет сложившуюся ситуацию по-своему, может быть, с позиции не спортсмена, а мальчишки-детдомовца из 1950-х годов: "Мне кажется, это все из-за того, что у меня отца не было..."

"Помню обыск в 49-м. Я, маленький, сижу на коленях у матери, а вокруг трясут наши вещи... Отца забрали, и больше мы его и не видели... Он, конечно, умер в заключении, но мы думали, что он находится где-то далеко, а оказалось — что в Пугачеве, где и я в то время жил в детдоме...", - рассказывает спортсмен о своем нелегком пути к "капиталистическому" виду спорта.

Часть жизни спортсмен прожил, как сын врага народа. Отец Николай Кирпичников во время Великой Отечественной войны попал в плен к фашистам. Дважды бежал, один из них — удачно, скрылся в Польше. Вынес на себе "коллегу" - раненого поляка по имени Регард. "Я впервые увидел его в 1952 году, когда отца уже не было рядом. Это был человек огромного роста... Или мне так просто казалось, я же маленький еще был. В общем, отец с ним сдружился и назвал меня в его честь", - вспоминает Кирпичников и добавляет, что рослый тезка им с матерью очень сильно помог. "Он откуда-то узнал, что семье его спасителя живется тяжело — отец-то был герой, а его записали во "враги народа", реабилитировали только спустя годы — и нам сразу дали однокомнатную квартиру", -

Спортом увлекся во время учебы в речном училище. "Мы стояли во дворе училища, и там одна девчонка так ловко всех ребят раскидала. Я ей говорю: Светланка, как бы мне тоже так научиться". Она говорит: давай я тебя с папой познакомлю...", - и познакомила.

Папа оказался не простым — участником боевых действий во Вьетнаме. Он вел занятия в гагаринском техникуме. "Мы занимались полуподпольно, оставались после основных тренировок. А сколько раз забирали в милицию…", - вспоминает культурист.

"Как же вы занимались? Ведь не было никаких методик, никакой информации о том, что надо делать, а чего нельзя?" – спрашиваю я.

"В начале 1960-х мне попался один американский журнал, из которого я узнал про культуризм. Все-таки кое-какая информация поступала. Потом были другие заграничные журналы, чешские, например. Так по крупицам и собирали информацию. Хотя, конечно, было сделано много ошибок", - рассказывает Регард Николаевич.

Спортсмен продолжал заниматься, и, в общем-то, не особо это скрывал, а в 1962 году его вызвали в обком – сделали "внушение" по поводу "капиталистического" вида спорта. "Мне сказали: ты пропагандируешь западный образ жизни", - вспоминает Кирпичников. Знали бы эти партийные товарищи, что уже спустя 4 года в Саратовской области пройдет первый чемпионат региона по культуризму, который сделает Кирпичникова, соответственно, первым чемпионом. "Я даже успел какое-то время передачу вести на местном телевидении о культуризме. Не помню уже, правда, как называется, но и много отрицательных отзывов посыпалось – тогда не принято было такими видами спорта заниматься. Был футбол, хоккей, они были понятны людям, а демонстрация своего тела - нет", - рассказывает культурист.

Кубок, завоеванный на этом чемпионате, до сих пор занимает почетное место на стене трофеев мастера спорта, хотя после него было много других, в том числе и зарубежных, соревнований.

"А как же вы готовились к ним? Также, как и сейчас, существовали различные препараты для наращивания мышц?" - разглядываю я черно-белые фотографии из старых журналов с изображением культуристов 1960-70-х годов.

"Нет, что ты! Тогда все были "чистые"! Тем более, что у нас был детский клуб — употребления всех препаратов строго запрещено. И мышцы совсем другие были", - рассказывает культурист.

На фотографиях, правда, уже 1980-х годов, культуристы на сцене какого-то ДК белозубые и загорелые. Думаю: неужели солярий? "Какой солярий! Театральным гримом мазались! До смешного доходило, чтобы отмыться, в речку прыгали! Хотя... веселое время было", - вспоминает Регард Кирпичников и показывает следующий трофей — увесистую статуэтку культуриста, как я понимаю, один из последних призов.

"А это — Дагестан, чемпионат по культуризму среди ветеранов, мне — 42 года", - вздыхает он.

Впрочем, говорит, что сожалеть не о чем: зато сколько спортсменов воспитал за время своего тренерства! Но своим главным "достижением" считает успехи сына, который сейчас учится в военном училище и вот-вот должен его закончить. "Когда я начинал заниматься спортом, то как-то сразу у меня это пошло, я быстро понял: вот это — мое! И у него также", - с гордостью рассказывает Регард Кирпичников, которому не терпится увидеться с младшим сыном. Тем более, что эта встреча будет недолгой — после окончания учебы выпускник должен отправиться по распределению на Север.

"Хочу побыть с сыном, провести с ним как можно больше времени. У меня не было отца, и я думаю, что все те несчастья, которые были у меня, - от этого. Хочу, чтоб у него все сложилось, - грустнеет он. - А потом можно и с ребятами в лагерь!"

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-05-30/2179.html