ФОКУС ГОРОДА 10:38, 09.08.2013

"Элизиум: рай не на Земле". Заметки киномана

Фраза, которую в нашей стране прилепили к названию: "Рай не на Земле" исчерпывающе описывает завязку фильма. Потому что на Земле в 2154 году – нищета, перенаселение, разруха, кучи мусора, все грязное и серо-буро-козявчатого цвета. На улицах Лос-Анджелеса живут свиньи и бегают грязные дети. Жизнь ничего не стоит, люди – дешевая рабочая сила, о каких-то духовных потребностях все явно уже забыли, потому что материальные-то удовлетворить трудно, когда уж там хотеть большего. Зато над Землей на орбитальной станции Элизиум – тропический рай "под ключ" с шикарными домами, природой, пением птиц и классической музыкой, где все говорят по-французски. И это место только для богатых. Испаноговорящих «нелегалов» (нелегальны там все жители Земли, а не только латиносы), которые иногда пытаются туда пробраться, безжалостно убивают или, в лучшем случае, депортируют.

И вот в таком разделенном надвое мире растет мальчик Макс, который с детской убежденностью обещает подружке, что однажды они попадут на Элизиум. Но время идет, мальчик вырос (стал Меттом Деймоном: "Идентификация Борна", "Отступники", "Мы купили зоопарк") и начал угонять тачки, чтобы выжить, за что и отсидел, а теперь работает на фабрике, как честный человек. Но единственное, что это ему дает, − ощущение своей честности.

Однажды на работе он получает смертельную дозу радиации, и фабрика вышвыривает его умирать. А на Элизиуме есть медицинское оборудование, чтобы вылечить даже лейкемию в четвертой стадии, правда, только для граждан этой "республики". И Макс, как и масса прочих желающих, хочет попасть туда нелегально, чтобы спасти свою жизнь. Но билет очень дорого стоит, у него нет таких денег. Поэтому ему приходится выполнить одну работу – "хакнуть" мозг миллиардера, чтобы украсть номера банковских счетов, пароли и все, что там найдется полезного.

Конечно, он не знает, что министр обороны (Джоди Фостер, "Молчание ягнят", "Анна и король", "Таксист") задумала госпереворот, и все, что для него нужно, хранится в голове этого миллиардера. Но когда он нечаянно получает такую информацию, что он будет с ней делать?

Надо сказать, что после тщательно разработанного вступления начинается отличный научно-фантастический боевик с экзокостюмами, дроидами, всяким разным оружием, летательными аппаратами и, конечно, злодеем – маньяком на государственной службе (Шарлто Копли, "Район №9"). Но даже без этого картина была бы хороша – визуальная часть хотя и не вызывает восторга, потому что уж больно неприглядная, сделана великолепно. Как, впрочем, и в дебютном фильме режиссера Нила Бломкампа – по-своему гениальном "Районе №9". Сюжет в "Элизиуме" более прямолинейный, чем там, да и идея не нова, и напоминает он что угодно, начиная от прошлогодних "Параллельных миров" и заканчивая культовым американским сериалом "Светлячок". Но он все равно хорош, гораздо лучше и продуманнее, чем большинство современных научно-фантастических боевиков. Но, главное, в кои-то веки видна режиссерская работа – кино не провисает, оно плавно разгоняется, как хороший автомобиль на трассе, и едет к честному и поэтому красивому финалу. И актерская работа здесь под стать – Метт Деймон и в грязи, и в пыли, и в пылу драки передает человечность своего героя. А ведь такую роль очень легко изуродовать, сведя в ненужный пафос. И Джоди Фостер за короткое время на экране создает типичный портрет женщины у власти. А уж злодей вышел страшно запоминающийся, даром, что актер малоизвестный.

Фильм стоит посмотреть всем любителям научно-фантастических боевиков, потому что это один из самых "умных" представителей жанра в этом году. А также тем, кто любит "смотрибельное" кино со смыслом. Ведь, как говорит в интервью режиссер, "это не о будущем, это о "здесь и сейчас". И, правда, когда люди борются против угнетателей не за свободу, равенство и братство, а за нормальное медицинское обслуживание, это по-настоящему страшно и… так знакомо.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-08-09/2411.html