ФОКУС ГОРОДА 10:19, 19.09.2013

ЯК-3 "забыли" в США. Из Калифорнии с любовью

Там, в частном авиационном музее находится и привлекает внимание посетителей истребитель ЯК-3, произведенный на САЗе. Как он там оказался и на каком основании находится — отдельная история.

Во времена Великой Отечественной войны колхозник Ферапонт Головатый приобрел на собственные деньги 2 истребителя ЯК-1 и ЯК-3 у Саратовского авиационного завода (стоимость каждого — 100 тыс.руб.) и передал их летчику-истребителю, уроженцу Саратовской области Борису Еремину.

"Самолеты колхозников помогли Красной Армии нанести немцам под Сталинградом такой удар, после которого они уже не смогли оправиться. Я все время слежу за боевыми действиями моего самолета. Гвардии майор Еремин — герой Сталинградской обороны... сообщил мне, что самолет мой, на котором ему удалось уничтожить немало фрицев, хоть и цел, но уже износился. Век ведь у самолета короткий. Получив это сообщение, я решил сделать Красной Армии новый подарок — купить новый самолет, для чего вношу 100 тыс.руб.", - такое письмо перед покупкой ЯК-3 написал Ферапонт Головатый верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Оно было опубликовано в газете. На покупку самолетов колхозный пасечник отдал все свои сбережения. В конце письма Головатый попросил у Сталина разрешения на покупку. Сталин отказать не смог.

"Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович за вашу заботу о Воздушных Силах", - говорится в ответе верховного главнокомандующего. На этом самолете Борис Еремин летал до конца войны.

После ее окончания ЯК-1 находился в краеведческом музее Саратова, сейчас - в музее Боевой Славы на Соколовой горе, ЯК-3... С ним вышла интересная история. До знакового 1991 года самолет пребывал в ОКБ им.Яковлева в Москве, а затем ОКБ заключило договор с американской музейной фирмой "Ганнел". И ЯК-3 был передан для экспонирования в калифорнийский музей авиации в Санта-Монике сроком на 4 года. Однако по имеющимся данным, в Россию истребитель так и не вернулся. Летчик Еремин до последних дней писал во всевозможные инстанции с просьбой вернуть самолет на Родину, но безрезультатно. В своих письмах начальнику центрального музея ВВС Александру Гончарову он рассказывал, что Александр Яковлев (изобретатель самолета) и его сын, который ведал музеем ОКБ, доказывали, что самолет, который у них находился, не являлся самолетом Головатого, и им безразлично, кто его приобретал.

Родственники Головатого обратились к Еремину с просьбой восстановить доброе имя их предка и разобраться в ситуации. Была создана специальная правительственная комиссия с участием генералов, которая подтвердила, что самолет ЯК-3 в музее ОКБ им. Яковлева -подлинный.

Позже уже сам руководитель музея ВВС Гончаров написал похожее письмо на имя председателя госдумы Павла Селезнева, в котором просил депутатов посодействовать возвращению реликвии на родину.

Вот только блогеры-путешественники рассказывают: героический ЯК-3 так и остался в США, и украшает собой экспозицию калифорнийского музея.

А Герой Советского Союза Борис Еремин скончался в 2005 году, так и не дождавшись возвращения своего железного союзника на родину.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-09-19/2552.html