ФОКУС ГОРОДА 13:31, 01.10.2013

Штрафники станут пешеходами. Депутаты вернутся к идее ареста водительских прав для должников

По мнению ряда экспертов, временное лишение руля может подменить, пусть и частично, запрет на выезд за границу, часто используемый судебными приставами. Только за 8 месяцев нынешнего года приставы вынесли более 450 тысяч постановлений о временном ограничении на выезд за рубеж. Был случай, когда на взлетной полосе остановили даже частный самолет крупного бизнесмена. Однако многие должники готовы терпеть и дым Отечества, лишь бы не платить.

В перспективе списки невыездных могут несколько сократиться, зато ряды должников-пешеходов ожидает пополнение. "Напомню, недавно вступил в силу закон, установивший, что ограничение на выезд за рубеж можно применять только в том случае, если долг превышает 10 тысяч рублей, - сказал Владимир Плигин. - Служба судебных приставов достаточно эффективно применяла временное ограничение на выезд, и это значительно повысило процент исполнения судебных решений. В том числе благодаря этому стало возможным смягчение нормы - установление минимального порога. С другой стороны, во многих случаях, когда раньше применялся временный запрет на выезд, может быть использовано ограничение права управления транспортным средством".

Хотя инициатива внесена в Госдуму недавно, само предложение обсуждается уже несколько лет. По словам Владимира Плигина, часть экспертного сообщества была против, так как, по их мнению, у некоторых должников исчезает источник заработка. Кому станет легче, если должник умрет с голоду? Однако проблема решаема: в проекте есть положения, запрещающие лишать прав, когда руль - единственный источник дохода должника. В остальном же "стоп-листы" для водителей, по словам сторонников проекта, хорошо себя зарекомендовали за рубежом. Поэтому сейчас у инициативы, которая уже обсуждается в Госдуме, есть определенные шансы.

"Хотелось бы отметить, что служба судебных приставов в своей практике и своих предложениях ориентируется на те стандарты, что отработаны в мировой практике, в частности европейской, - говорит Владимир Плигин. - Мы поддерживаем действия ведомства и его инициативы, но, подчеркну, внедрять любые новации, как бы хорошо они ни зарекомендовали себя за рубежом, необходимо с учетом особенностей российской правовой системы".

С помощью "пешеходной" меры судебные приставы надеются дотянуться до тех должников, кто сегодня умудряется уходить от расплаты. А уходят, увы, многие. За это, кстати, прокуратура недавно достаточно жестко раскритиковала службу судебных приставов. По данным прокуроров, десятки тысяч дел прекращаются, миллиарды штрафных рублей "прощаются" должникам .

Как писала "РГ", директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков ответил, что тщательно изучит прокурорское представление. Однако некоторые указанные проблемы лежат за рамками исполнительного производства, решать их надо законодателям.

В беседе с корреспондентом "РГ" Владимир Плигин с этим согласился. "Руководитель Федеральной службы судебных приставов, ведомство в целом постоянно формируют предложения по совершенствованию законодательства, направленные на действенную работу службы",- сказал он. Но сбор штрафов, как уголовных, так и административных, скажем, за нарушение правил дорожного движения, пока остается болевой точкой. Прокуроры это точно подметили.

Ясно, что если государство не может заставить людей платить, теряется весь смысл наказания. Между тем предложения о введении каких-то новых штрафов в Кодексе об административных правонарушениях поступают буквально в режиме нон-стоп. Регулярно добавляются рублевые наказания и в региональных административных кодексах. И вроде бы поправки вносятся по делу, но в результате резко увеличивается поток неоплаченных квитанций в службу судебных приставов. А ведомство оказывается просто не в силах взыскать все до копейки - по самым разным причинам. "Мы как законодатели изучали работу службы судебных приставов по взысканию штрафов, - рассказывает Владимир Плигин. - Меры, которые приняло ведомство по оптимизации этой работы, несомненно, дали положительные результаты. Но в рамках одной службы задачи по полному взысканию штрафов не решить. Нужны и законодательные изменения".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-10-01/2593.html