ФОКУС ГОРОДА 15:26, 01.11.2013

Роберт Виньков: "Скоро многим придется бросить машину и пойти по рельсам"

Роберт Рудольфович, удасться ли разрешить ситуацию по долгам за электроэнергию к заявленной дате?
- За электричество мы сегодня должны порядка 33 млн рублей, из них порядка 11-ти - "Сарэнерго". У предприятия сегодня этих денег нет, до 11-го числа я не уверен, что они появятся. Выход один — оформлять кредит, только так мы сможем решить эту тактическую задачу. Но паниковать не стоит, ситуация не настолько плоха, чтобы говорить о полном банкротстве предприятия. Мы имеем задолженность только перед энергетиками, по зарплате или поставщикам других ресурсов долгов у нас нет.

Такой ультиматум энергетики выставляют МУПП впервые?
- Нет, не впервые. Cамый тяжелый cиcтемный кризис был в 2005 году. Тогда общая задолженность составляла порядка 600 млн руб., причем она имелась по многим статьям. С помощью упорной работы по возврату задолженности нам тогда удалось свести ее к нулю. Ультиматумы по отключению электричества были у нас и до 2005 года, и в той или иной степени повторялись потом чуть ли не каждый год.

Тогда вам тоже пришлось брать кредит?
- Нам удалось обойтись без кредитов, мы добились результаты с помощью долгой претензионной работы. С Минфина РФ взыскали порядка 550 млн, и сразу же погасили долг перед налоговой инспекцией. С правительством тоже постоянно судимся. В прошлом году выиграли дело и отсудили 184 млн.

Представим, что за рубильник все-таки дергают, и электричество отключается. Что дальше?
- Ну, во-первых, за рубильник отвечаем не мы. В любом случае эти действия будут согласованы. Все-таки вопрос связан с жизнедеятельностью крупного предприятия, и сегодня о возможности отключения осведомлены все, в том числе, и прокуратура. Я надеюсь, не дойдет до того, что трамваи и троллейбусы будут останавливаться посреди перекрестка. Хотя возможно все. Это будет допнагрузка на другие виды транспорта. Мы перевозим порядка 40 % всех пассажиров. Не думаю, что автобусы и маршрутки справятся с этим.

Недавно прозвучало предложение передать области активы предприятия. Обсуждались ли с вами экономические перспективы этой передачи? Есть версия, что территории СГЭТ в разных районах попали в сферу чьих-то интересов.
- Я не могу комментировать эту тему, потому что я всего лишь директор муниципального предприятия. Кризис в регионе возник из-за задолженности именно области, поэтому о целесообразности передачи активов в этом случае речи не идет. К тому же, по законодательству транспортные перевозки пассажиров в городе являются обязанностью муниципалитета. Теоретически вопрос с взятием кредита уже решен, дело только во времени. Мне не хотелось бы, чтобы только действия предприятия обсуждались в этот момент. Найдем мы сейчас, например, денег, погасим долг и все про ситуацию забудут. Но кризис возникнет снова через месяц, через два, через год. Проблема в системном нежелании правительства области выполнять свои обязательства перед нами, более того, мы даже сталкивались с отрицанием того, что эти обязательства есть. Самое интересное, что это даже не перед нами у власти есть обязательства, а перед , прежде всего, перед населением. Судите сами, мы перевозим около 70 % льготников, и только 30 % полностью оплачивают проезд. Отсюда и все проблемы.

Каким образом в других регионах власть возмещает транспортным предприятиям средства, затраченные на перевозку льготников?
- Во многих просто льготников намного меньше, где-то ограничено количество поездок по проездным, в Москве деньги из бюджета сразу же идут транспортникам. Везде изыскивают какие-то свои варианты. Но ни в одном городе не было таких льготных социальных билетов. У нас они до недавнего времени стоили всего 50 рублей, в том же Волгограде билет уже давно стоил порядка 450 рублей. Сейчас билет реально стоит 600 рублей. 150 из них платит льготник - это 12,5 поездок, 100 рублей возмещает правительство - это еще 8,3 поездки. Остальные 350 рублей, получается, мы оплачиваем из бюджета предприятия. Откуда у нас такие деньги, если даже правительство находит средства только на 8 поездок?

Каким образом на муниципальных уровнях различных регионов с учетом все нарастающих пробок разрабатываются концепции развития городского электротранспорта? Есть ли города, в которых он переживает второе рождение?
- Если говорить о возрождении, то касается оно только Москвы. В других городах обстановка примерно такая же как и у нас. Закрытие электротранспорта для будущего крупного города — это катастрофа. Автомобилей будет становиться все больше, для парковки уже сейачас не хватает мест. Ситуация эта будет только усугубляться. Я считаю, что кроме нормализации финансовой составляющей должен произойти некий перелом в сознании людей. Граждане должны понять, что общественный транспорт это не так уж и плохо. Сегодня, как мы видим, в независимости от того, что в пробках можно простоять очень долго, люди предпочитают выбирать автомобиль. Возможно, когда-то многим придется бросить автомобиль и пойти по рельсам, потому что трамваев к тому времени уже не будет.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2013-11-01/2698.html