ФОКУС ГОРОДА 10:17, 14.03.2014

Отель "Гранд Будапешт". Заметки киномана

Но вообще, такой Европы – части света, периодически попадающейся в произведениях Стефана Цвейга, Ярослава Гашека или Карела Чапека, в кино не было давно. На самом деле, прямо-таки никогда. Хотя бы потому, что отель "Гранд Будапешт" находится в выдуманной стране Зубровке, где между двумя мировыми войнами относительно спокойно, чинно и весело живут рядом славянские и немецкие народы. Такой, знаете ли, островок цивилизации, как любил повторять главный герой, в неспокойном и не особенно дружелюбном мире.

Режиссер Уэс Андерсон ("Королевство полной луны", "Бесподобный мистер Фокс", "Семейка Тененбаум") имеет узнаваемый стиль, и здесь он по-прежнему в своем репертуаре. Он играет со зрителем: вроде как всё предсказуемо, и сюжет идет именно туда, куда вы думаете. Но когда вы уже почти готовы сказать: "Я так и знал(а)!", вы видите, как он это делает, и… это совсем не то, чего вы ожидали! Например, начало картины – это избитый прием "история в истории". Только здесь, это история в истории внутри истории, завернутая в историю! (Сон во сне внутри сна... Да здравствует фильм "Начало"!)

Главная из всех этих историй в этом замечательном образце постмодернистской эстетики – про легендарного (по сюжету) консьержа отеля "Гранд Будапешт" Густава Х. (Райф Файнс, "Гарри Поттер и Дары Смерти", "Список Шиндлера", "Английский пациент") и его ученика – коридорного Зеро (Тони Револори, "Идеальная игра").

Мистер Густав – великолепный консьерж. Он внимателен, аккуратен, добросовестен и гордится своим искусством. Конечно, у него есть свои слабости: романтическая поэзия, одеколон и пожилые богатые блондинки. Из-за одной из них – Мадам Д. (Тильда Суинтон, "Хроники Нарнии", "Королевство полной луны", "Выживут только любовники") у него и его протеже и начинаются приключения. Мадам внезапно умирает, её огромное состояние достаётся жадным наследникам, но бесценную картину "Мальчик с яблоком" она оставляет любимому(-)консьержу. Только наследники, особенно её сын Димитрий (Эдриан Броуди, "Пианист", "Пиджак", "Кинг Конг"), имеющий богатые связи с криминальным миром, совершенно не желают ему ничего отдавать. Поэтому Густав и Зеро забирают (читай «похищают») полотно, и комедия с элементами фарса начинается.

Сценарист-режиссер здесь развернулся на полную катушку: в один фильм умещаются детективная линия (и не одна!), побег из тюрьмы, милая и трогательная любовная линия и очень своеобразная любовная линия, погони (в том числе, на лыжах и санках!), дружба, убийства, одна из самых смешных перестрелок в кино последних лет, чуточка трагедии и много-много юмора. Причем, при общей "интеллигентности" фильма, юмор этот будет понятен всем, но никогда не скатится до вульгарности и пошлости (хотя местами грациозно пробежит по краю).

И как это снято! Это идеальный баланс неспешности закадрового рассказа и экшна, музыки, картинки и актерской игры. Режиссер поиграл даже с форматами изображения. А какое там цветовое оформление! Насыщенные цвета идеально подобраны вместе, так что всё бросается в глаза, но при этом не безвкусно. На это стоит посмотреть в кино хотя бы ради цветов! Не каждый даже самый огромный телеящик сможет передать всё богатство художественного оформления этого фильма.

И в этой остроумной красоте снимается страшное количество "звезд" всех калибров. Причем, в самых эпизодических ролях. Кроме уже упомянутых, там есть Джуд Лоу ("Шерлок Холмс", "Гаттака", "Искусственный интеллект"), Сирша Ронан ("Гостья", "Милые кости"), Эдвард Нортон ("Американская история Х", "Бойцовский клуб", "Иллюзионист"), Оуэн Уилсон ("Полночь в Париже", "Марли и Я", "Семейка Тененбаум"), и список можно продолжать и продолжать. Привлекает их всех режиссер, большинство из них сотрудничают с ним уже который раз. Билл Мюррей, например, седьмой!

При этом все они в таких непривычных амплуа, что так и хочется сказать: "Я не узнаю вас в гриме!" И 50-летнюю Тильду Суинтон в роли 84-летней госпожи Д. просто невозможно узнать. Но особенно хорош, конечно, Райф Файнс. Обычно он играет злодеев (и делает это страшно), но здесь он так обаятелен, обходителен, интеллигентен и забавен (все эти бесконечные декламации стихов!), что даже и не верится, что это он.

Интеллектуалам это кино понравится – не так часто в кино бывают хорошие, но не глупые комедии. И Гран-при Берлинского кинофестиваля в качестве рекомендации у него есть. Но это одна из самых "юзер-френдли" фестивальных лент – и менее искушенному зрителю его тоже стоит посмотреть. "Отель "Гранд Будапешт", конечно, своеобразный, но при правильном настроении, имеет шанс понравится всем: яркий, красивый, бодрый, веселый, добрый и похожий на сказку – разве не такую картину все мечтают посмотреть?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2014-03-14/3121.html